Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2017



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









БОРИСОВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ

(1932-2004)

Борисов Евгений Андреевич

Родился в д.Апросьево Псковского р-на. Детство пришлось на период оккупации Пскова немцами, когда, по словам Е.Борисова, из детей выживали только те, кто не брезговал питаться, чем придется. Был свидетелем посещения Пскова генералом Власовым. Об этом и многом другом с редкими подробностями он напишет в своей последней книге «Ольгинский мост», которая, думается, будет востребована псковскими краеведами.

После войны служил на флоте, учился в Литинституте, работал грузчиком, кочегаром, строителем, журналистом, сотрудником в Псковском музее. Его жизненная и творческая судьбы были одинаково трудными и неровными. О нем то говорили, как о будущем крупном поэте, то забывали на долгие годы. Но Евгений Борисов сумел создать свой собственный борисовский стих, выделяющий его из многих безголосых поэтов, выпустив три поэтических сборника и издав в конце жизни книгу прозы «Ольгинский мост» - полную горечи, но и чисто русскую по своей стойкости и вере в лучшее.

Умер поэт также трагически, как и жил, оставив после себя много неопубликованных стихов.

Похоронен в Пскове на Дмитровском кладбище.

Основные произведения: «Срочный груз», «Каменистое поле», «Гостинец», «Ольгинский мост».

Евгений Борисов. Ольгинский мост.

Ольгинский мост / Е.Борисов. – Псков: «Псковский литератор», 2001. -191 с.

Владимир Клевцов

Человеку, далекому от литературы, трудно представить себе жизнь русского писателя в провинции. Своих издательств и журналов она практически не имеет. Пройдут годы, а то и десятилетия, прежде чем написанное начинающим литератором будет, наконец, опубликовано. Порой это уже горький праздник: половину своих душевных сил писатель из провинции потратил на то, чтобы напечататься. И сколько раз за эти годы его охватывало отчаяние, безысходность, возникал неизменный вопрос: для чего я пишу, кому это надо, да и вообще, способен ли я что-нибудь написать? У Евгения Борисова хватило мужества поверить в себя и выстоять.

Перед вами четвертая его книга. (Только в 1991 году Борисов был принят в Союз писателей России.) Сборники стихотворений «Срочный груз», «Каменистое поле», «Гостинец» были хорошо встречены критикой, одобрены читателями, хотя тиражи книжек всегда были мизерными.

В «Ольгинском мосте» представлена проза поэта, многие страницы которой посвящены 55-летию освобождения Пскова от оккупантов, а также рассказы и очерк об известных людях нашего города и его истории.

В творчестве каждого писателя собственная жизнь играет особую роль. Даже ничего не зная о Борисове, достаточно прочитать написанные им стихи и, особенно, прозу, чтобы более или менее верно судить об основных вехах его жизненного пути. Начинался он так же сурово, как и у многих людей военного поколения. Вот что пишет об этом сам Борисов:

«Я родился в деревне на Псковщине, в голодном тридцать втором году. Дед и отец в 38 - 39 годах репрессированы. Они так и не вернулись из лагерей. Такая же участь постигла и мать. Только схватили ее не наши, а гестаповцы в оккупированном Пскове. Арестовали ее за связь с партизанами».

Детство писателя прошло в занятом фашистами Пскове, потом был концлагерь под Дрезденом, возвращение домой, служба на флоте, учеба в Литинституте. И работа. Работал Борисов линейщиком связи, кондуктором товарных поездов, кочегаром, грузчиком, строил элеватор в степи, жил на Камчатке. Как вспоминает он: «всю жизнь, ради куска хлеба приходилось совмещать тяжелый физический труд с творчеством. Слабо утешало замечание пишущих коллег: мол, крепись, Евгений, когда умрешь, вспомнят не то, в каких организациях ты работал, а то, как писал».

Но получилось так, и счастливо получилось, что жизненная его биография стала и биографией творческой. И тут не обойтись без прозы писателя, довольно полно представленной в данной книге. И прозы хорошей. Сегодня с полным основанием можно говорить о Борисове не только как о поэте, но и как о прозаике. И прозаике интересном.

Войну, оккупацию, немецкий плен в рассказах Евгения Борисова мы видим глазами ребенка. При этом писатель умеет найти такие подробности и детали, тщательно отсеивая их от второстепенных, что они надолго запоминаются. Без зрительно точных деталей прозы вообще не существует, и от умения найти их зависит многое. Вот только один пример. В одном из рассказов Борисов пишет, что от голода герой стал зеленым, как гильза. В этом образе, кажется, все: и цвет лица мальчика, тускло-зеленый, какой-то неживой; и его беззащитность, заброшенность, и то, что он невысокого роста; и даже то, что действие происходит в войну, где стреляные гильзы - такая же повседневность, как камни на дорогах. Подобная точная деталь стоит многих страниц физиологического описания голода. В этом и загадка, и чудо настоящего творчества.

Книга «Ольгин мост» в какой-то мере итоговая. И хотя итог подводить еще рано, но прожит значительный отрезок времени, издано в разные годы в центральных издательствах три поэтических сборника, начата проза, и надо теперь оглядеть и оценить сделанное, чтобы наметить для себя новые рубежи.

О прозе Евгения Борисова, коренного псковитянина, как и о его стихах, можно говорить много. Но, думается, лучше все-таки взять книгу в руки и прочитать ее самому - трагическую, веселую и грустную, добрую как жизнь.


 
наверх