БОРИСОВ ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ

(1932 - 2004)

Борисов Евгений Андреевич

Родился в д. Апросьево Псковского района. Детство пришлось на период оккупации Пскова немцами, когда, по словам Е. Борисова, из детей выживали только те, кто не брезговал питаться, чем придется. Был свидетелем посещения Пскова генералом Власовым. Об этом и многом другом с редкими подробностями он напишет в своей последней книге «Ольгинский мост», которая, думается, будет востребована псковскими краеведами.

После войны служил на флоте, учился в Литинституте, работал грузчиком, кочегаром, строителем, журналистом, сотрудником в Псковском музее. Его жизненная и творческая судьбы были одинаково трудными и неровными. О нем то говорили, как о будущем крупном поэте, то забывали на долгие годы. Но Евгений Борисов сумел создать свой собственный борисовский стих, выделяющий его из многих безголосых поэтов, выпустив три поэтических сборника и издав в конце жизни книгу прозы «Ольгинский мост» - полную горечи, но и чисто русскую по своей стойкости и вере в лучшее.

Жизнь Евгения Борисова трагически оборвалась 27 марта 2004 года. После его ухода осталось много неопубликованных стихов.

Похоронен Евгений Андреевич в Пскове на Дмитриевском кладбище.

Основные произведения: «Срочный груз», «Каменистое поле», «Гостинец», «Ольгинский мост».


Евгений Борисов. Ольгинский мост.

Ольгинский мост / Е.Борисов. – Псков: «Псковский литератор», 2001. - 191 с.

«Человеку, далекому от литературы, трудно представить себе жизнь русского писателя в провинции. Своих издательств и журналов она практически не имеет. Пройдут годы, а то и десятилетия, прежде чем написанное начинающим литератором будет, наконец, опубликовано. Порой это уже горький праздник: половину своих душевных сил писатель из провинции потратил на то, чтобы напечататься. И сколько раз за эти годы его охватывало отчаяние, безысходность, возникал неизменный вопрос: для чего я пишу, кому это надо, да и вообще, способен ли я что-нибудь написать? У Евгения Борисова хватило мужества поверить в себя и выстоять.

Перед вами четвертая его книга. (Только в 1991 году Борисов был принят в Союз писателей России.) Сборники стихотворений «Срочный груз», «Каменистое поле», «Гостинец» были хорошо встречены критикой, одобрены читателями, хотя тиражи книжек всегда были мизерными.

В «Ольгинском мосте» представлена проза поэта, многие страницы которой посвящены 55-летию освобождения Пскова от оккупантов, а также рассказы и очерк об известных людях нашего города и его истории.

В творчестве каждого писателя собственная жизнь играет особую роль. Даже ничего не зная о Борисове, достаточно прочитать написанные им стихи и, особенно, прозу, чтобы более или менее верно судить об основных вехах его жизненного пути. Начинался он так же сурово, как и у многих людей военного поколения. Вот что пишет об этом сам Борисов:

«Я родился в деревне на Псковщине, в голодном тридцать втором году. Дед и отец в 38 - 39 годах репрессированы. Они так и не вернулись из лагерей. Такая же участь постигла и мать. Только схватили ее не наши, а гестаповцы в оккупированном Пскове. Арестовали ее за связь с партизанами».

Детство писателя прошло в занятом фашистами Пскове, потом был концлагерь под Дрезденом, возвращение домой, служба на флоте, учеба в Литинституте. И работа. Работал Борисов линейщиком связи, кондуктором товарных поездов, кочегаром, грузчиком, строил элеватор в степи, жил на Камчатке. Как вспоминает он: «всю жизнь, ради куска хлеба приходилось совмещать тяжелый физический труд с творчеством. Слабо утешало замечание пишущих коллег: мол, крепись, Евгений, когда умрешь, вспомнят не то, в каких организациях ты работал, а то, как писал».

Но получилось так, и счастливо получилось, что жизненная его биография стала и биографией творческой. И тут не обойтись без прозы писателя, довольно полно представленной в данной книге. И прозы хорошей. Сегодня с полным основанием можно говорить о Борисове не только как о поэте, но и как о прозаике. И прозаике интересном.

Войну, оккупацию, немецкий плен в рассказах Евгения Борисова мы видим глазами ребенка. При этом писатель умеет найти такие подробности и детали, тщательно отсеивая их от второстепенных, что они надолго запоминаются. Без зрительно точных деталей прозы вообще не существует, и от умения найти их зависит многое. Вот только один пример. В одном из рассказов Борисов пишет, что от голода герой стал зеленым, как гильза. В этом образе, кажется, все: и цвет лица мальчика, тускло-зеленый, какой-то неживой; и его беззащитность, заброшенность, и то, что он невысокого роста; и даже то, что действие происходит в войну, где стреляные гильзы - такая же повседневность, как камни на дорогах. Подобная точная деталь стоит многих страниц физиологического описания голода. В этом и загадка, и чудо настоящего творчества.

Книга «Ольгин мост» в какой-то мере итоговая. И хотя итог подводить еще рано, но прожит значительный отрезок времени, издано в разные годы в центральных издательствах три поэтических сборника, начата проза, и надо теперь оглядеть и оценить сделанное, чтобы наметить для себя новые рубежи.

О прозе Евгения Борисова, коренного псковитянина, как и о его стихах, можно говорить много. Но, думается, лучше все-таки взять книгу в руки и прочитать ее самому - трагическую, веселую и грустную, добрую как жизнь».

Владимир Клевцов

 
наверх