Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Календарь профессий

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ДЕНЬ ЭКОЛОГА)






- Из истории праздника
- Эколог. Профессиограмма
- Учебные заведения
- Профессиональная периодика
- Книги и статьи о профессии ЭКОЛОГ
- Книги об экологии
- Сценарии, посвящённые Всемирному дню охраны окружающей среды (Дню эколога)
- Стихотворения об экологе и экологии
- Профессия "Эколог" на телеканале "ПРОСВЕЩЕНИЕ"




5 июня экологи России отмечают свой профессиональный праздник.
День эколога в России отмечается с 21 июля 2007 года одновременно с Всемирным днём окружающей среды , который отмечается практически во всех европейских странах.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии ЭКОЛОГ.


Из истории праздника

Всемирный день окружающей среды (День эколога) был установлен 15 декабря 1972 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду».

Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды. День эколога профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, Природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и частных экологических организаций.

Традиционно, в этот день проходит множество мероприятий экологической направленности - конференции, круглые столы, форумы и презентации, а также силами общественных и природоохранных организаций организуются выставки детского рисунка, уборка территорий парков, посадка деревьев и другие акции, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам экологии и сохранения окружающей нас среды.

В разные годы темами Всемирного дня окружающей среды были: «Только одна Земля», «Вода - ключевой ресурс жизни», «Только одно будущее для наших детей - развитие без разрушения», «Организация сбора, удаления и захоронения опасных отходов: кислотные дожди и энергия», «Дерево для мира», «Молодежь: население и окружающая среда», «Изменение климата. Необходимость глобального партнерства», «Бедность и окружающая среда - разорвать порочный круг», «Одна Земля - одна семья», «Ради жизни на Земле - спасем наши моря», «Войти во Всемирную паутину жизни», «Зеленые города»: План для планеты!», «Нужны моря и океаны! Живыми, а не мертвыми», «Леса: используя услуги природы», «Думай. Ешь. Сохраняй», «Подними свой голос, но не уровень моря!» и другие.


Эколог. Профессиограмма.

Общая характеристика профессии

Эколог – специалист, занимающийся всесторонним изучением воздействия человеческой деятельности на окружающую природу и разрабатывающий комплекс природоохранных мероприятий.

В наши дни один из наиболее мощных факторов, влияющих на природу, - это деятельность человека, последствия разнообразных воздействий человека на живой мир (индустриальные загрязнения, сельскохозяйственное производство, урбанизация, туризм и др.).

Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой.

Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

На основании экологических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных.

Экологические знания необходимы и для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека (например, при создании безотходной технологии, в системе контроля за качеством среды и т.д.).

Всем этим занимаются специалисты – экологи.

Главное место в их работе занимает научно-исследовательская деятельность.
Эколог работает в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического, научного профилей, на промышленных предприятиях, в экологических инспекциях.

Обязанности эколога:

• исследования состояния воды, земли, воздуха, наблюдения за жизнью растений и животных;
• исследования влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат;
• выявление и классификация действующих и потенциальных источников экологической опасности, определение влияния различных факторов на окружающую среду их характера, степени, масштабов, реальных и прогнозируемых последствий;
• разработка комплексов природоохранных мероприятий, реализация их и контроль результатов;
• определение уровня соответствия состояния технических объектов экологическим стандартам и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий, соответствующих экологическим нормативам.

Основная цель деятельности эколога – организация защиты жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от процесса и последствий нерационального и бесконтрольного использования людьми достижений науки и техники.

Основной предмет труда - природа (изучение, исследование состояния и условий жизни человека, животных, растений), сопутствующий – знаковые системы (цифры, документы).


В своей работе эколог использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), механические и автоматические, контрольно-измерительные приборы (химического и физико-химического анализа, газоанализаторы, биотестеры, регистрирующее оборудование).

Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная память; хорошо координированное тело, деловая речь, а также органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание.


Работа эколога имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
• должностными обязанностями;
• законодательными и нормативными правовыми актами;
• методическими, руководящими материалами, экологическими стандартами;
• постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Труд эколога имеет такую организацию, при которой выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата действий других людей (члены коллектива, специалисты других контактных подразделений).

Функционально эколог является организатором собственной работы – сам планирует её, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения и решения задач соответственно меняющимся обстоятельствам.

Контакты у эколога немногочисленные - с коллегами по работе и представителями смежных организаций, которые связаны между собой общими трудовыми функциями.
Ответственность у эколога повышенная – за жизнь и здоровье людей, животных, растений.

Эколог работает как в комфортных условиях - в помещении (письменный стол с ПК и средствами связи), так и на воздухе в постоянном передвижении – это выезды в экспедиции, заповедники, работа в полевых отрядах.

Психофизиологическую напряжённость в работу эколога могут вносить следующие факторы:
• повышенная ответственность за жизнь и здоровье человека, животных и растений;
• физические нагрузки;
• работа во вредных условиях (загазованность воздуха, загрязнение воды и почвы, наличие вибрации, повышенная влажность);
• работа на открытом воздухе.

Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста:

• нервно-психическая устойчивость;
• аналитическое мышление;
• хорошая долговременная и кратковременная память;
• физическая выносливость.

Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:

• стрессоустойчивось;
• личная организованность;
• наблюдательность;
• умение принимать решение;
• организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

Работа эколога не рекомендуется людям с заболеваниями:
• нервно-психическими;
• опорно-двигательного аппарата;
• аллергическими;
• верхних дыхательных путей;
• органов пищеварения;
• зрительного анализатора.

Допрофессиональное образование

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

Профессиональное образование

Профессии эколога обучают в учреждениях высшего профессионального образования.

Родственные профессии

Лаборант-эколог, биолог, санитарный врач, метеоролог.


Учебные заведения по специальности «Эколог»

Естественно-географический факультет ПсковГУ

Естественно-географический факультет образован в октябре 1932 года , тогда же была создана кафедра химии. В 1934 году организована совместная кафедра ботаники и зоологии, которая в 1940 году разделена на кафедры ботаники и зоологии. В 1960 году основана кафедра географии в связи с открытием специальности «история и география», а в 1963 году факультет получает название – естественно-географический. В 2012 году факультет отметил 80-летие своей деятельности.

В настоящее время факультет является центром подготовки специалистов: биологов, географов, педагогов (учителей биологии, географии, химии).

В структуре факультета 5 кафедр (кафедра ботаники и экологии растений, кафедра зоологии и экологии животных, кафедра географии, кафедра химии, кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин), проблемные лаборатории (экологических исследований, регионологических исследований, ГИС-лаборатория), зоологический музей, ресурсный центр коллективного пользования Гербарий ПсковГУ, биологическая станция - в Гдовском районе (д. Пнево).

БАКАЛАВРИАТ

Педагогическое образование
профиль "Биология и химия" (очная форма обучения, 5 лет)

Биология
профиль "Биоэкология" (очная форма обучения, 4 года)

Водные биоресурсы и аквакультура (очная форма обучения, 4 года)

МАГИСТРАТУРА

Педагогическое образование
профиль "Теория и методика обучения биологии и химии" (очная форма обучения, 2 года)

Биология
профиль "Экология" (очная форма обучения, 2 года)


Московский государственный университет им. М.В. Ломоносов. Биологический факультет.
Кафедра общей экологии

Кафедра общей экологии - одна из самых молодых кафедр факультета,
она создана в середине 1999 года.

Кафедра оснащена современными средствами обучения и оборудованием для эффективного осуществления учебного и научно-исследовательского процессов, создан современный компьютерный класс, на базе которого кафедра ведет общефакультетский курс «Математические методы в биологии». При кафедре работает постоянный научный семинар «Популяционная и системная экология»; сотрудниками кафедры созданы и поддерживаются научно-образовательный портал «Фундаментальная экология», информационная система "Экология пресных вод России и сопредельных стран», сайт «Василий Васильевич Налимов – выдающийся ученый, математик и философ».


Профессиональная периодика

Международный научный журнал "Экология" (Russian Journal of Ecology)
http://ipae.uran.ru/ecomag/

Журнал "Экология" основан в 1970 году.

Периодичность - 6 номеров в год.

С 1973 года журнал "Экология" переводится на английский язык.
Журнал публикует обзоры и оригинальные статьи из всех стран мира по законченным материалам фундаментальных исследований во всех областях теоретической и экспериментальной экологии в классическом понимании этого термина, т.е. науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ со средой обитания.

Журнал "Экология" в настоящее время является признанным авторитетным российским изданием, публикующим оригинальные научные статьи по проблемам теоретической и экспериментальной экологии.

Наиболее важные темы:
• изучение структуры популяций в различных условиях окружающей среды,
• гомеостаз, адаптация и устойчивость к стрессам,
• проблемы биоразнообразия и стабильности экосистем,
• основные типы изменчивости морфо-физиологических признаков разных видов,
• антропогенное воздействие на живые организмы и экосистемы, 6. радиоэкология,
• новые методы исследований.

В журнале публикуются также краткие сообщения, хроника международных и российских конференций и симпозиумов по проблемам экологии, обзоры и рецензии на новые книги.

Полнотекстовые версии статей доступны по подписке на сайте электронной научной библиотеки elibrary.ru

Газета «Общество и Экология»
http://www.ecogazeta.ru/


Газета издаётся с мая 1999 года, выходит ежемесячно.

Распространяется газета бесплатно способом доставки в административные, информационные, законодательные, политические, экологические и иные структуры, а также, на конференциях, выставках и семинарах.

Каждый номер газеты в электронном виде рассылается по базе данных в научные, общественные, экологические организации, административные учреждения, законодательные и исполнительные органы власти, в редакции газет, журналов, телерадиокомпаний, интернет-сайтов – более 500 адресатов.

Темы, освещаемые газетой: экологическая культура, экологическое образование, экологическое законодательство, энергетика, строительство, защита лесов и зелёных насаждений, экопоселения, состояние воздушного бассейна, чистая вода, состояние почв, грунты, изыскательская и природоохранная деятельность, заповедное дело, зелёная молодёжная проблематика, развитие экологической журналистики, бытовые и промышленные отходы, сельское хозяйство, атомная энергетика, информационная политика, религиозные и мировоззренческие вопросы, эко-политика, экологический туризм, пресс-туры и многое другое.

На сайте содержится архив номеров газет в формате PDF с 2011 года.


Книги и статьи о профессии ЭКОЛОГ

Клёпа выбирает профессию. Эколог : альманах // Клёпа. – 2001. – № 7 (70). – С. 2-32.

Чем занимается эколог? Что такое биосфера? Как возник парниковый эффект? Кто виноват в появлении озоновых дыр? Почему идут кислотные дожди? Как сохранить планету чистой?
Клёпа разрабатывает разумные решения экологических проблем.
Также в альманахе содержится комикс "Клёпа и экологическое равновесие".


Колозариди, П. Стать профессиональным «зелёным» / П. Колозариди // Абитуриент. – 2009 - № 9. – С. 22-24.

В XX веке появилась необходимость особо бережно относиться к природе. Эколог стал специалистом, востребованным в самых разных сферах. Статья расскажет о том, как стать экологом и где может применить себя человек с такой профессией.


Романова Е. С. 99 Популярных профессий : психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 460 с.

На С. 423-426 содержится профессиограмма профессии «Эколог».





Шалаева, Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. - М. : Слово : Эксмо, 2005. - 239 с.

На С. 226-227 рассказано о профессии эколог.



Книги об экологии

География Псковской области : Природа, население, хозяйство : учеб. пособие для 8-9 кл. / под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков : ПОИПКРО, 2000. - 199 с.

На С. 160-165 содержится тема «Экологические проблемы», где рассказывается о том, как изменяется растительность, загрязняется воздух, вода и почва Псковской области.



Грешневиков А.Н. Экологический букварь : [для сред. и ст. шк. возраста] / Грешневиков А.Н. - М. : Экос-информ, 1995. - 73 с.

Экологический букварь – это первая книга, которая обучит экологической грамотности и поможет подготовить беседы по экологии и охране окружающей среды с учащимися средних и старших классов.
В букваре рассказано о том, как сохранить родную землю, растения и животных, поля и леса, вернуть чистоту морям и рекам, земле и воздуху.
После каждой главы есть практические задания.
Цель занятий – приобщить детей к охране природы и пробудить в ребятах чувство ответственности за всё живое и неживое на земле, показать на конкретных примерах, что здоровье планеты во многом зависит от взаимодействия человека с природой.


Краеведение и охрана природы / Псков. гос. пед. ин-т ; Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Псков : [б. и.], 1993. - 217 с. - Библиогр.: с. 212-215 .

На С. 3-36 содержится глава «Экология и охрана природы», посвященная экологической обстановке в Псковской области, состоянию экосистемы Псковско-Чудского озера, экологическому прогнозированию и многому другому.


Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми : учеб.-метод. пособие / Л. П. Молодова. - М. : ЦГЛ, 2003. - 128 с.

В пособии предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше по воспитанию у детей экологической культуры.
Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал.
Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.
Пособие предназначено для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля.


Прядко, К. А. Экология : словарик школьника / К. А. Прядко. - СПб. : Литера, 2006. - 63 с. - (Понятия и определения).

В словарике собраны основные понятия и определения по курсу экология для средней школы. Материал подобран в соответствии с требованиями учебной программы и расположен в алфавитном порядке в виде словарных статей.
Пользуясь словариком, можно закрепить полученные на уроках знания, проверить себя и подготовиться к контрольным работам, а также просто почерпнуть интересную информацию.
Словарик предназначен для учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется экологией.


Рянжин С. В. Экологический букварь : кн. для занятий с детьми в шк. / Рянжин С. В. - СПб. : Пит-Тал, 1996. - 184 с. - Библиогр.: с. 182 . -ISBN 5-72-61051-18

В "Букваре" в простой и доступной форме излагаются основы знаний по современной экологии.





Сценарии, посвящённые Всемирному дню охраны окружающей среды (Дню эколога)

1. Пешкун, Л. Г. Экорадуга : 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды : для детей 9 лет / Л. Г. Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. - № 4. – С. 56-58.

Сценарий командной игры содержит задания составить рассказ из трёх предложений о спрятанной в нём опасности для природы, назвать и нарисовать зверька по описанию, написать благодарность солнцу, за всё, что оно даёт природе и человеку и многое другое.

2. Астафьева, А. А. Природа - наш дом родной: экологический утренник для детей 6-7 лет / А. А. Астафьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 4. – С. 57-59.

Данный сценарий мероприятия для дошкольников посвящён Всемирному дню охраны окружающей среды.

3. Юнда, Н. Н. Экологический суд / Н. Н. Юнда, М. И. Черныш // Классный руководитель. – 2012. № 7. – С. 99-102.

Предлагаемый сценарий в форме судебного заседания по слушанью дела о загрязнении планеты предназначен для формирования у учащихся представлений об обострении экологической обстановки и развития экологической культуры учащихся.

4. Лобода, О. В. Будь человеком, человек! : 5 июня – День эколога : для детей 8-10 лет / О. В. Лобода // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. - № 4. – С. 30-32.

Сценарий мероприятия содержит познавательную информацию об экологии, Красной книге Росси и интерактивные задания для детей, которые способствуют воспитанию у участников мероприятия уважения и любви к природе.


Стихотворения об экологе и экологии

Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.

Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя»,

Пусть чистым будет море,
Цветущими - поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.


Стихи об экологии для дошкольников

Экологические сказки


Профессия "Эколог" на телеканале "ПРОСВЕЩЕНИЕ"


 
наверх