Права ребенка

Виртуальная выставка посвящена 60-летию Декларации прав ребенка,
30-летию Конвенции о правах ребенка
и выходу в 2019 году книги А. Линдгрен «Нет насилию!»




Детству следует оказывать величайшее уважение

Ювенал









Международные документы о правах ребенка

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

После окончания Второй мировой войны, которая унесла жизни миллионов ни в чем неповинных людей, в 1945 г. была создана Организация Объединенных наций с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента ее создания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, содержащую 10 положений (принципов), провозглашающих необходимость защиты основных прав детей:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Конвенция провозгласила ребенка полноценной личностью, впервые ребенок признается самостоятельным субъектом права.

Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы не рекомендательную, а обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

В Преамбуле и 54 статьях Конвенции о правах ребенка детализируются индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений, определяется само понятие «ребенок», а также провозглашается приоритет его интересов перед интересами общества. В Конвенции закреплены важнейшие права ребенка:
• право на жизнь и здоровое развитие;
• право на имя;
• право на гражданство;
• право знать своих родителей;
• право на заботу родителей и совместное с ними проживание, а также права и обязанности родителей по отношению к детям.

В документе не только развиваются положения Декларации прав ребенка 1959 г., но и выработан механизм их юридической защиты. Правовые предписания Конвенции являются нормами международного права.

Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами - членами ООН (за исключением США и Сомали).

Конвенция ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I, для Российской Федерации вступила в законную силу 15 сентября 1990 г.

Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей.




20 ноября – день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Декларации о правах ребенка – практически во всех календарях мира отмечен как Всемирный день ребенка. Отмечается как день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.








В Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребенка являются:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Семейный кодекс Российской Федерации;

• Уголовный кодекс Российской Федерации;

• Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.




29 мая 2017 года Президент РФ В. В. Путин подписал Указ об объявлении 2018 – 2027 годов Десятилетием детства в России с целью совершенствования государственной политики в сфере защиты детства.






Куда обратиться, если нарушены права ребенка:

Официальная группа ВКонтакте Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области Наталии Викторовны Соколовой

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

8-800-2000-122
Единый общероссийский телефон Доверия для детей, подростков и их родителей, работающий во всех регионах России



Нет насилию!

В 2019 году, впервые на русском языке, в издательстве «Белая ворона» вышла в свет книга Астрид Линдгрен «Нет насилию!».

В 1978 г. Астрид Линдгрен пригласили в Германию на вручение престижной Премии мира немецких книготорговцев.

На церемонии вручения лауреаты произносят речь, текст которой заранее утверждает организационный комитет. Писательница послала организаторам свою речь, но те сочли ее высказывания о связи телесных наказаний детей и гонки вооружений провокационными. Тогда Линдгрен сказала, что на церемонию не приедет.


В итоге выступление состоялось и наделало много шума. Начались споры о телесных наказаниях и правах ребенка. В те годы практика воспитывать детей физически была широко распространена даже в самых передовых странах Европы.

Через год в Швеции был принят первый в Европе закон о защите прав ребенка.

В книгу «Нет насилию!» на русском языке также вошло послесловие психолога Людмилы Петрановской и стихотворение Астрид Линдгрен «Будь я Богом».

* * *

При подготовке информационного материала использованы:

1. Линдгрен, А. Нет насилию! / Астрид Линдгрен ; пер. со швед. Ксении Коваленко, пер. стихотворения Екатерины Чевкиной ; фот. Яна Форселя ; [послесл. Л. Петрановской]. - Москва : Белая ворона : Albus corvus, 2019. - 29, [1] с. : фот. - В содерж. также: Будь я Богом : стихотворение.

2. Тарасенкова, А. Н. Ваш ребенок и его права : закон и мораль : [16+] / А. Н. Тарасенкова. - Москва : Российская газета, 2018. - 175 с. - (Библиотечка "Российской газеты" ; вып. 15).

* * *

Библиография

Берегите, пожалуйста, детство!


Информационный материал подготовила
библиограф ИБО Центральной городской библиотеки «ЦБС» г. Пскова Е. П. Примак



 
наверх