Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА

1981 год

• 28 октября - Международный день анимации

• 2011 год - 30-летие мультфильма "Пластилиновая ворона"

Виртуальная выставка "Играем с мультфильмами"



«Пластилиновая ворона» — мультипликационный фильм 1981 года Александра Татарского. Мультфильм разделён на три независимые части, иллюстрирующие песни: «О картинах», «Игра» и «А может, а может…».

Части «О картинах» и «Игра» представляют собой анимированные рисунки детей мультстудии Центрального республиканского дворца пионеров г.Киева., а часть «А может, а может…» выполнена в «пластилиновой» технике. Также все части содержат фото- и видео-вставки.

Мультфильм в песенной форме рассказывает о жанрах картинной живописи — пейзаж, натюрморт и портрет.

Игра

Эта часть мультфильма рассказывает о детской игре с периодическим открыванием и закрыванием глаз. Всякий раз открывая глаза рассказчик поражается каким-либо новым увиденным деталям.

А может, а может…

Мультфильм повествует о рассказчиках, забывших сюжет басни Крылова «Ворона и лисица» и пытающихся вспомнить его по ходу повествования. Так вместо вороны появляются то собака, то корова (и один раз — даже бегемот), а вместо лисицы — сначала страус, а затем дворник. Исказив сюжет басни, рассказчики исказили и мораль басни — «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строительство или подвешен груз».


Создатели:

режиссёр Александр Татарский

сценарист Александр Татарский

художник-постановщик Игорь Ковалёв

художники Елена Косарева, Александр Татарский, А.Распопов

оператор Эрнст Гаман

директор Л.Варенцова

композитор Григорий Гладков

звукооператор Нелли Кудрина

редактор Валерия Коновалова

роли озвучивали Григорий Гладков (О картинах),

Алёша Павлов и Леонид Броневой (Игра),

Лев Шимелов и Александр Левенбук (А может, а может...)

монтажёр Любовь Георгиева

тексты песен (стихов) Александр Кушнер («О картинах»),

Овсей Дриз («Игра»),

Эдуард Успенский («А может, а может…»)

Мультфильм хотели запретить, так как он оказался «идеологически безыдейным». Спасли картину Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, показавшие наперекор цензорам «Ворону» в одном из выпусков «Кинопанорамы»


Интересные факты

Все три части мультфильма объединяет один второстепенный персонаж — старушка с выбивалкой для ковров.

На создание мультфильма ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками.

Песня третьей части мультфильма изначально должна была звучать в обычном темпе, однако на записи Татарский не проследил хронометраж звука, из-за чего вместо необходимых 5 минут для созданной анимации вышло 8 минут. Режиссёр не знал, как быть; пока не было решения, были записаны и голоса. В монтажной Татарский случайно услышал, как восстанавливалась граммофонная запись выступления Ленина — скорость звучания была то быстрее, то медленнее. Режиссёр поинтересовался у реставратора, как это получается. Технология была проста — на тонвал катушечного магнитофона наматывалась изоляционная лента, из-за чего плёнка подавалась на воспроизводящую головку быстрее, и темп звучания также ускорялся. Поняв, что в этом выход из возникшей ситуации, Александр Татарский, заплатив реставратору 70 рублей, сжал 8-минутную запись до необходимых 5 минут, вследствие чего песня приобрела своё знаменитое «мультяшное» звучание.

Леонид Броневой (вместе с Алёшей Павловым) спел во второй части мультфильма («Игра») песню «Закрывать и открывать глаза».

Основная часть мелодии в третьей части мультфильма («А может, а может…») — слегка изменённый куплет ирландской народной песни Whiskey in the Jar, «бридж» в её средней части («Но тут лиса бежала, а может, не бежала…») — цитата песни Джорджа Харрисона «My Sweet Lord». Мелодия также была использована в песенке младшего министра к х/ф «Сказки старого волшебника».

Эдуард Успенский в одном из телеинтервью сказал, что текст про "А может быть ворона..." он написал всего за полчаса.

Знаменитый мультфильм "Пластилиновая ворона" отметил 30-летний юбилей. Эта пластилиновая сказка была сродни революции в отечественной мультипликации. И приняли ее на "бис". Песню про ворону распевала не только ребятня, но и взрослые. Эзоповские басни ведь всегда современны. Музыку к картине написал композитор Григорий Гладков, который рассказал "Российской газете":

- Мультфильм "Пластилиновая ворона" состоит из трех песен. Это "Песня о картинах" на стихи Александра Кушнера, "Игра" на стихи Овсея Дриза в переводе Романа Сефа, и песни "А может быть" на стихи Эдуарда Успенского. Последняя песенка как раз самая известная.


Российская газета: Какова история вашего участия в этом мульфильме?

Григорий Гладков: Я познакомился с начинающими Александром Татарским и Игорем Ковалевым в Коктебеле на пляже. Я загорал, а они ко мне подошли и рассказали, что им очень понравилась моя песня "О картинах". Я жил тогда в Ленинграде, а они в Киеве. На самодельном станке из рентгеновского аппарата они сделали мультстанок и снимали мультфильмы по рисункам киевских детей. Там же они и сделали мультфильм "О картинах" на стихи Александра Кушнера, который, кстати, впоследствии стал первым лауреатом премии "Поэт России", а вдвоем с ним мы стали лауреатами премии имени Корнея Ивановича Чуковского. Эту работу увидел Эдуард Успенский и пригласил ребят в Москву. Они переехали и перетянули меня из Питера.


"Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - Пейзаж!"


РГ: Наибольший успех достался песенке про ворону?

Гладков: Да. Потому что весь фильм был вылеплен из пластилина. Александр Татарский хотел, чтобы эта песня была песней-капустником. Текст песни - пересказ басни Крылова о вороне и лисице, но сюжет Крылов взял у француза Лафонтена, а последний - у грека Эзопа. И в музыке поэтому много музыкальных цитат.

РГ: А кто озвучивал?

Гладков: Озвучили "Пластилиновую ворону" ведущие "Радионяни" - Лев Шимелов и Александр Левенбук. Песню о картинах спел я сам. А "Игру" спел Леонид Броневой с мальчиком - Алексеем Птицыным. Хотя сначала мы планировали в "Игре" голос Утесова, и даже нашли актера Арнольда Гумницкого, который мог петь его голосом и работал с таким номером на эстраде. Но худсовет эту нашу шутку запретил. Когда этот мультфильм увидел председатель Гостелерадио Лапин, а это был страшный человек для работающих на телевидении, он позвонил и стал кричать в трубку: "Кто это сделал? Вы соображаете, что наделали. В советском мультфильме поет группенфюрер СС, руководитель гестапо Мюллер!" Дело в том, что в то же время на телевизионных экранах с громадным успехом шел фильм "Семнадцать мгновений весны". И эти идиоты из художественного совета, а по-другому их не назовёшь, здорово постарадали, и они тысячу раз пожалели, что не разрешили спеть Арнольду Гумницкому. А ведь мультфильм назывался "Игра" и мы там играли во многое, в том числе и в Утёсова, в ту эпоху. Жаль, что сломали наш замысел.

РГ: Долго делали мультик?

Гладков: Фильм делали очень быстро, хотя пластилиновая техника была внове. Все лепилось из пластилина, ломалось, снималось по кадрам. А пленку пускали наоборот. Мы так торопились, что Александр Татарский в одном месте чуть-чуть засветил пленку. Он боялся, что заметят и по этой причине технического брака мультфильм положат на полку. Поэтому он приготовил очень смешной короткий анекдот. Когда во время просмотра стал подходить этот момент, он быстро рассказал эту историю членам худсовета, все отвернулись от экрана, захохотали, и таким образом не увидели засвеченную дырку. Но потом критики сочли кусочек засвеченной пленки одной из гениальных находок и фишек Александра Татарского. А первый сюжет был снят просто: на самодельном станке, фонограмму писали на магнитофоне "Маяк-203" в Ленинграде, в квартире на улице Восстания, по которой в 1917 году восставшие бежали брать Зимний дворец. Уже позже, когда я был в Америке, узнал, что половина мировых шлягеров записывается именно так - в подвалах, на чердаках. Урок всемогущему шоу-бизнесу. Петр Налич и "Пластилиновая ворона" - птицы одного гнезда. Хорошая художественная самодеятельность, которая почеловечнее, почестнее и, несмотря на простые слагаемые, профессиональнее.

РГ: Но ведь фильм положили на полку?

Гладков: Но спас его Эльдар Рязанов. Редакторы отнесли и показали Эльдару Александровичу, и работа ему очень понравилась. Александр Татарский вылепил Рязанова из пластилина, когда тот представлял мульфильм. И это был культурологический шок. Мы проснулись знаменитыми. И хотя мультфильму уже 30 лет - песни из него продолжают жить. "Пластилиновую ворону" спел Хор Михаила Турецкого, сыграли панки и рокеры, есть варианты в стилях "кантри" и "диксиленд". А недавно на музыку "Пластилиновой вороны" положили стихи Олега Митяева.


"Изгиб гитары желтой,
А может и не желтой,
А может не гитары,
А может не изгиб".


Мульфильм повествует о рассказчиках, забывших сюжет басни Крылова «Ворона и лисица» и пытающихся вспомнить его по ходу повествования. Так вместо вороны появляются то собака, то корова (и один раз — даже бегемот), а вместо лисицы — сначала страус, а затем дворник. Полностью исказив сюжет басни, рассказчики исказили и мораль басни — «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строительство или подвешен груз».

Мультфильм "Пластилиновая Ворона" это обьемный пластилиновый и очень красивый мультфильм, знакомый как взрослым так и детям.

В фильме наглядно продемонстрировано каких чудес можно добиться, работая с пластилином. В создании "Пластилиновой вороны" использованы рисунки детей из г. Киева.

Мультфильм "Пластилиновая ворона"


 
наверх