Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ С ЗАПСКОВЬЯ

Конец XV - начало XVI века

Замечательный памятник псковской школы зодчества.

Кончанский храм на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке. Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия.


Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье. Реставрации 1948-1953гг. (архитектор - Ю. П. Спегальский) и 90-х гг. (архитектор - А.К.Богодухов).

Архитектурная композиция - сложная, живописно-асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века).

Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия.

Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик - бегунок - поребрик».

В древности храм был расписан; обнаружены фрагменты фресковой живописи.

Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье (1887-1965), много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова.

Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля.

Реконструкция Ю.П.Спегальского

Ю.П.Спегальский считал храм Богоявления с Запсковья одной из "наиболее выдающихся в художественном отношении построек древнего Пскова". Церковь стала эталонным памятником, образцом для строительства кончанских храмов и городских соборов Пскова и Псковской земли.

Спегальский Ю.П. Церковь Богоявления с Запсковья>>>



Церковь Богоявления с Запсковья. 1495 г.
Рисунок Н.Мартынова. Середина XIX века.

Е.Н.Морозкина

Церковь Богоявления с Запсковья.

Конец XV - начало XVI века.

(Фрагмент диссертации)

Церковь Богоявления - один из лучших псковских памятников развитого типа. Она стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку: «В лето 6896 (1388). ...мост поставиша новой на Пскове» (Псковские летописи). Мост был построен на месте древнего брода. В переписной книге 1585-87 гг. упоминается Богоявление с Запсковья «у Нового мосту». На иконе часовни Владычного Креста мост не показан. Сейчас в этом месте находится каменная плотина. Церковь большая - кончанская, собирает к себе звезду улиц: здесь сходилось кончанское вече. Обычно церкви Богоявления связывались с водосвятием, которое происходило при большом скоплении народа. Храм стоял в людном месте, обслуживая вече, водосвятие и переправу. Летопись донесла до нас дату основания этой церкви - 1495 год.

Однако вскоре церковь «огорела» - следовательно, до нас дошла церковь, возобновлённая в начале XVI века.

Окулич-Казарин неправильно называет эту церковь «Богоявление в Бродех», в соответствии с чем даёт ошибочную дату основания церкви - 1444 год. Богоявление «с Броди» стояло на противоположном берегу реки Псковы, против Богоявления с Запсковья. Рядом с Богоявлением с Броди, но отделённое крепостной стеной и башней Нового Застенья, стояло Богоявление со Кстовы. Ту же ошибку в дате совершил П. П. Покрышкин. К.К. Романов указывает, что церковь Богоявление на Запсковье и Богоявление в Бродех - две разные церкви, стоявшие на противоположных берегах реки. «Церковь Богоявления в Бродех построена, действительно, в 1444 году, но упразднена в 1786 году, а в 1793 году была уже разобрана на материал».

Церковь Богоявления с Запсковья представляла тройную композицию: по бокам основного объёма симметрично стояли два придела, выдвинутые на восток. С запада к церкви примкнул притвор, по углам - закрытые переходы в приделы; мощная звонница выставлена на северо-запад.

Все эти части сложились в законченный гармоничный образ. Однако он сформировался не сразу: части храма возникали постепенно.

Первооснову его составлял главный храм и небольшой притвор, открытый в сторону большими арками. Они опирались на четыре полукруглых столбика, несущих свод притвора. Потом появились приделы: в 1538 году - один; к восьмидесятым годам XVI века - другой: 1538 год. «Toe же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи соуседи святого Богоявлениа в дроугих приделех новой храм свершити святых Трех святитель, и освящаша, месяца майя в 12 день» (Псковские летописи). В переписной книге 1585-87 гг. уже говорится о двух приделах: Трёх Святителей и Иоанна Предтечи. Следовательно, к этому времени был построен и второй придел, так что оба они относятся к XVI веку. Сохранилась опись церкви от 1763 года: «Ведомость в Коллегию Экономии, Псковоградские Богоявленские церкви с Запсковья... Церковь Богоявления Господня при ней две предельных церкви, одна усекновения главы святого Иоанна Предтечи, другая святых трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И притвор каменные, в них три престола. К оной церкви приделана каменная палата в два опартамента длиною на «8»-ми шириною на «7»-ми саженях. На оной палаты колокольня каменная. Оные церкви и палата и колокольня крыты тёсом по дранью. Спереди к церкви ворота и по одну сторону церковная ограда каменная, длиною на «20»-ти саженях... При той же церкви сад, длиною на 32 шириною на 23 саженях, в нем яблоневых 110 деревьев». Названия приделов подтверждает Клировая ведомость 1810 года: церковь «каменная, твердая, с 2 пределами; 1-й во имя св.пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, 2-я во имя 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Окулич-Казарин уточняет, к каким приделам относились эти названия: «Левый придел во имя Трёх Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки; правый же, во имя Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, переделан», то есть придел Трёх Святителей - северный, сохранившийся, но он не современен храму, а построен в 1538 году. Западная стена сохранившегося придела разобрана. Это можно объяснить тем, что здесь появилась пристройка - переход. В месте примыкания этого придела к церкви стена утолщена - следовательно, придел был пристроен к церкви, а не возведён с нею одновременно.

Притвор сомкнулся с приделами: для этого его расширили, а вдоль северного и южного фасадов построили закрытые галереи (или притворы приделов). Возможно, звонница была поставлена именно тогда, так как она имеет общую стенку с главным притвором, расширенным на север.

У основной церкви - одна глава, три апсиды. Повышенные подпружные арки опираются на четыре столба; западные столбы - круглые, но не на всю высоту: они связаны со стенами и несли деревянные хоры с двумя приделами по углам. Под сводами заделаны голосники. Сохранившийся придел бесстолпный, покрыт ступенчатыми сводами. Под северным приделом существовал подвал.

Разбивка стен и декор традиционные, но лопастные кривые, соединяющие вверху лопатки, обогащены дополнительными звеньями (На боковых фасадах число этих лопастей справа и слева неодинаково). Главная апсида храма и апсида придела украшены аркатурой из жгутов - по четыре арки, но несколько различного характера. Кровля восьмискатная. Барабан имеет ярко выраженный энтазис. Апсиды сохранили щелевидные окна, сходные с бойницами.

Мощная четырёхпролетная звонница - одна из лучших во Пскове. Она стоит у северо­западного угла церкви, примкнув к притвору, но представляет собой самостоятельный объём. Внутренние помещения могли служить в качестве складов. На иконе часовни Владычного Креста звонница увенчана тремя высокими шатрами впереди виден контрфорс, придающий ей устойчивость - он существует и сейчас. Сбоку церкви показан южный придел со своим самостоятельным притвором, не соединённым с главным (звонница уже была, когда не было ещё юго-западной вставки между притворами).

Соединение простых объёмов в единое целое кажется органическим и вместе с тем прекрасно разработанным, хотя части и возникали постепенно. Всё подчинено и главному объёму, и общей идее. Храм воспринимается скулыпурным и именно вылепленным, образно выражая процесс созидания, когда части добавлялись к целому.

Идею массы выявляют и отяжелевший барабан, и приделы, словно довески, прилепленные по бокам, и лепная стена, которую подчёркивают скупые узоры и проёмы, и расширяющиеся книзу стены звонницы, придающие ей устойчивость и монументальность. Хочется перефразировать слова поэта: «весомо... зримо», но не грубо, а удивительно мягко и тепло. Это тепло, свойственное всем псковским памятникам, придаёт кладка. Видимо, она и сформировала художественное мышление зодчих-псковичей.

Замечательна композиция памятника. Церковь стоит на высоком берегу, словно выплывает по течению реки, которая её чуть-чуть огибает. Динамику создаёт звонница, выдвинутая вперёд и в сторону; она не загораживает храма. За ней разворачиваются остальные объёмы, словно привязанные к ней и друг к другу (Богоявление словно «выезжает» на звоннице). Асимметрия композиции зависит от того места, на котором стоит церковь.

Интересно сравнить её с композицией церкви Успения с Паромени. Церковь Богоявления динамична, она стоит по течению на круче; река, узкая, но бурная, её огибает; в самой природе заключена активность. Церковь Успения развернута по реке - широкой и спокойной, объёмы сопоставлены; их дополняет звонница, повернутая «лицом» к реке. Звонница Богоявления, повёрнутая по течению Псковы, смотрит на главную реку - Великую, и на главное здание города - Троицкий собор. Повёрнутая «лицом» к Великой, звонница Успения с Паромени так­же смотрит на главную реку, сам город и на Троицкий собор.

В ансамбле города церковь Богоявления поддерживает зрительно связанные с ней церкви Козьмы и Дамиана с Примостья и Козьмы и Дамиана с Гремячей горы (лучшая точка зрения через Пскову от Кремля). Богоявление находится в центре этого «триптиха». Своими формами и расположением на холме храм оправдывает название - некоего высшего явления.

При реставрации памятника после Великой Отечественной войны было восстановлено покрытие; храм получил новую главу (но слишком вздутую, репообразной формы); в верху барабана открыт традиционный псковский узор; раскрыт и красиво восстановлен западный фасад притвора с интересной разработкой стены нишками; целиком восстановлен барабан и глава придела; восстановлена аркатура - разводы валиков - на апсиде придела. Последнее - наглядный пример, как не надо реставрировать памятники древнерусской архитектуры. Вместо мягких валиков получились ломаные и жёсткие, прямоугольные в сечении, с нарочитой неправильностью. Главная ошибка состоит в том, что неровность подлинных валиков лежит не в одной плоскости, как это сделано при реставрации, а во взаимоперпендикулярных (объёмных); они словно выполнены из массы, которая застыла.

Несмотря на отдельные недостатки, реставрацию этого памятника нужно признать одной из лучших во Пскове.

1968 год.


Морозкина, Е.Н.

Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том.1. /Е.Н.Морозкина - М.:Северный паломник, 2007. - С. 115-124.

Алексей Ильич Комеч называет церковь Богоявления центральным памятником второй половины XV - начала XVI столетия и "едва ли не лучшим произведением всего псковского зодчества."

"Говоря о ее постановке в 1496 году, летопись употребляет слово не "поставиша", а "свершиша" - и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей."

"Интерьеры псковских церквей, и в высшей мере Богоявленской, дают нам образцы чистого и прекрасного религиозного искусства. Их исток - та идеальная гармония, которая с начала XV века пронизала искусство Андрея Рублева, а в конце столетия - изощренное искусство Дионисия. В псковской архитектуре нет аристократизма и роскоши московской, но она не уступит последней идеальностью образа и, может быть, превзойдет ее чистотой и непосредственностью эмоционального высказывания, меньше связанного официальным, государственным церемониальным стилем."

Комеч, А.И.

Каменная летопись Пскова XII - начала XVI века. - М.: Северный паломник, 2003. - 256 с.


 
наверх