Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2018



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









Мероприятия в Центральной городской библиотеке
в 2018 году

Центральная городская библиотека


Программа «Псков. Книга с историей» ко Дню города Пскова

22 июля – в преддверии Дня города Пскова - в Центральной городской библиотеке прошла программа «Псков. Книга с историей», представляющая собою презентацию нового издания книги Георгия Караева и Александра Потресова «Загадка Чудского озера», выставку «Графический дневник одной экспедиции» и показ эксклюзивного документального фильма известного кинорежиссера Виталия Мельникова «На Чудском озере», созданного в 1958 году и найденного в архивах «Леннаучфильма».

Программа прошла при участии частного учреждения культуры «Историко-культурный центр «Самолва» и лауреата национальной премии «Культурное наследие» Владимира Потресова, издателя, писателя и основателя «Музея истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года» в деревне Самолва Гдовского района.


Презентуемая книга представляет собою 3-е дополненное издание «Загадки Чудского озера», которая выходила в 1966 году, а затем была переиздана в 1976 году, став бестселлером тех лет. Но и сейчас эту книгу жанра нон-фикшн – документальную повесть, хочется читать, обсуждать и удивляться, несмотря на окончание той легендарной экспедиции во времени и пространстве.

Ее авторами являются: военный историк Георгий Николаевич Караев и педагог, путешественник и замечательный фотограф Александр Сергеевич Потресов. Несколько лет, с 1959 по 1969 год, они посвятили историческим изысканиям, руководя комплексной экспедицией по поиску места Ледового побоища. В состав исторической экспедиции входили историки и археологи, геологи и гидрологи, водолазы и аквалангисты, знатоки топонимики и филологи, лётчики и экипажи судов, московские и ленинградские школьники старших классов, псковские краеведы, и, конечно же, «бывалые люди», чья цепкая память удержала легенды и предания о том или ином событии древности, проходившем на Чудском озере.

В ходе экспедиции геологом В. Кузнецовой, человеком сложной и интересной судьбы, участницей Гражданской войны, военкомом, был найден один из важнейших объектов экспедиционных исследований - легендарный Вороний камень, от которого начиналась битва в то далекое апрельское утро 1242 года.


В походе на байдарках по древним водным путям Псковщины участвовала Тамара Рейн, московский художник-график, которая делала рисунки, которые впоследствии вошли в книгу, и будут представлены на выставке «Графический дневник одной экспедиции».


Завершил программу документальный фильм «На Чудском озере» - зеркало жизни страны в середине прошлого века, в котором перед зрителем предстали воочию все герои книги от академика до школьника, объединенные одной мечтою и делом сохранения исторической памяти нашего народа.

В программе прошла автограф-сессия, «подвешенный кофе с новой книгой» и презентация путеводителя «Гдовский рай».



Летний семинар «Нет, надо заводить архивы!»

12 июля во Всемирный день фотографа в Центральной городской библиотеке прошел летний семинар «Нет, надо заводить архивы!» с участием профессиональной фотошколы известного псковского фотографа Светланы Гавриловой «Фотосреда».

Школа классической и современной фотографии создана Светланой Гавриловой в 2017 году и является лидером профессионального фотообразования в Пскове. Обучение в фотошколе может стать стартовой страницей в биографии профессионального фотографа.

О феномене старой фотографии и личных архивах фотографов, а также о жанровой street-фотографии рассказали в этот вечер посетителям студии.
Начинающих фотографов ждал воркшоп в библиотечном интерьере.


Международный день фотографа — праздник, ежегодно отмечаемый во всем мире 12 июля. Этот день считают своим профессиональным праздником люди с фотоаппаратом в руках, мастера своего дела, способные поймать и запечатлеть неуловимый миг нашей жизни и навсегда сохранить его в памяти. Этот праздник позволяет окунуться в таинственный и завораживающий мир фотографии, рисунка, созданного светом, именно так с греческого переводится слово фотография.


Встреча с Анной Данилочкиной

8 июля в Центральной городской библиотеке прошла встреча с московским фотографом-документалистом Анной Данилочкиной, выставку работ которой псковские зрители видели в апреле-мае этого года в театральной галерее «Цех».
Анна - лауреат и номинант международной премии "The Spider Awards», участник коллективных выставок в Москве, Нижнем Новгороде, Братиславе, член Союза фотохудожников России.

На этот раз Анна представила свою поэтическую программу «Держась за скрижали», где она прочитала стихи, которые пишет давно, и считает это занятие переходом от реальности к другой реальности для рассматривания структуры времени. Ее поэтические опусы – это городская, философская и любовная лирика, в которой она на своей глубине достигает «неслыханной простоты», это лирика, материализующая время также как фотокамера, выхватывая шаг за шагом куски пространства. Мир Анны пронзительно чувственный, в нем много радости и печали, и нет равнодушия. В стихах о Москве и родном Замоскворечье много исторической топонимики и современных реалий московского бытия.

О Пскове Анна говорит: «Это удивительный город, который просто так не отпускает, но и не всем открывается, у меня здесь много друзей, сюда хочется возвращаться и возвращаться, думаю, что когда-нибудь я обязательно сделаю серию работ о Пскове».


В Псков Анна привезла часть нового фотопроекта «Трапеза братской любви» - о своих размышлениях во время путешествия по городам мира.

Фотоальбом встречи


Встреча с Андреем Пономаревым

5 июля в Центральной городской библиотеке прошла встреча с московским культурологом, автором работ по историческому краеведению Псковской земли Андреем Пономаревым, а также презентация его новой книги «Архитектор-художник Александр Владовский: материалы к творческой биографии».

Александр Игнатьевич Владовский – архитектор, художник, литератор, автор построек в Нарве, Таллине, Гдове. Имя этого архитектора входит в Псковский биографический словарь и навсегда связано с Псковом. Александр Владовский из тех, кто творил историю и культуру древней Псковской земли, изучал древнерусское зодчество, проводил натурные обследования памятников архитектуры. В память о первом посещении им Пскова во время учёбы в Академии художеств остался замечательный рисунок Довмонтовой башни. В 1929 году он спроектировал и выстроил часовню Корсунской Божьей Матери у Талавской башни Изборской крепости в неорусском стиле. А в поздние годы им был подготовлен план реконструкции Псково-Печерского монастыря.

«Перед нами первая полная творческая биография архитектора, основанная на документах ведущих архивов Петербурга и Таллина, Андрей собрал почти все проекты Владовского, нашёл сохранившиеся здания в Петербурге и Таллине и сам их сфотографировал; напомнил нам и о публицистической деятельности зодчего; в эстонских изданиях 90-х годов недавно ушедшего столетия и начала нынешнего отыскал редкие статьи об Александре Владовском. Всё в книге Андрея Пономарёва – новость не только для рядового читателя, но и для специалиста», - говорят друзья автора книги.

Книга вышла в мае этого года в Москве, ее тираж - 300 экземпляров. Этот дорогой фолиант, богато иллюстрированный - более 700 черно-белых и цветных фотографий построек, проектов, эскизов, архитектурной графики архитектора Владовского - будет интересен всем, кто интересуется архитектурой и историей городов.

Напомним, что Андрей Пономарев в 2014 году презентовал в библиотеках города свою книгу об археологии и этнографии Сетумаа в наследии писателя Леонида Зурова с уникальными фотографиями из некогда закрытых архивов.

Для всех гостей встречи была предусмотрена автограф-сессия, концептуальная чайная «Пятого в пять» и «подвешенный кофе» с новой книгой.

Презентация «Архитектор-художник Александр Владовский: материалы к творческой биографии»

Фотоальбом встречи и презентации книги


«Метафизика одного поэта»

22 июня в Центральной городской библиотеке прошла программа «Метафизика одного поэта», посвященная памяти историка, искусствоведа, тонкого лирика, одного из классиков псковского поэтического андеграунда Всеволода Рожнятовского (30 января 1956 – 11 мая 2018).

Более 20 лет Всеволод Рожнятовский был хранителем памятников монументальной живописи XII–XV веков в Псковском музее заповеднике, со Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря неразрывно связана его молодость.

На основании многолетних наблюдений он выдвинул гипотезу о намеренном создании специфических эффектов света авторами средневековой декорации, результатом этого стала монография «Рукотворенный свет: Световые эффекты как самостоятельный элемент декорации восточнохристианского храма».
В стенах средневековой обители родились и стихи, которые вошли в сборник, который автор так и назвал «Мирожские стихи». Поэт предлагал читателю судить о воздействии столь древнего очага молитвы и древнерусской книжности, как Мирожский монастырь, - на современного человека, ежедневно входящего в этот храм, на его строй мыслей и чувств.

Всеволод Михайлович многие годы посвятил преподавательской деятельности. Работал на кафедре истории искусств ИТиД (Института телевидения, бизнеса и дизайна) в Санкт- Петербурге. Читал спецкурсы по византийскому и древнерусскому искусству, исторической метрологии, средневековой хронометрии, построению декорации храма и особенностям средневекового восприятия, истории науки в Средневековье в Ягеллонском университете в Кракове, Университете в Страсбурге, РГГУ в Москве.

В наследии Всеволода Рожнятовского четыре поэтических сборника: «Царь великий год, или Бестолковый типикон Севы Рожнятовского» (Москва-Псков, 2000); «Батискафные глаза барокко» (СПб., 2009), «Мирожскик стихи» (СПб., 2013), «Индикт» (СПб., 2017), созданные в псковский и петербургский период жизни поэта. Он принадлежал к поколению авторов неофициальной культуры, которая давно стала официальной.

В память о поэте и просто друге в библиотеке собрались те, кто был знаком с Севой Рожнятовским в разное время и при разных обстоятельствах.

Каждого участника программы ждал подарок – книга «Мирожские стихи», выставка «Всеволод Рожнятовский: биография поэта» и концептуальная чайная «В пятницу в пять».


Читать о Всеволоде Рожнятовском


Видеозапись программы «Метафизика одного поэта»


Акция ко Дню русского языка

«Ударь меня, если сможешь!» - такой необычный призыв можно увидеть в Центральной городской библиотеке Пскова в День русского языка.

Читателям предлагают проверить свои знания по правильному произношению распространенных сложных русских и заимствованных слов, т.е. по орфоэпии.

Как правильно говорить: «тОрты» или «тортЫ», «обеспЕчение» или «обеспечЕние», «фенОмен» или «феномЕн»? Ответы можно узнать в библиотеке. В заданиях предлагается расставить ударения в более полусотни слов.


Каждый день создаются новые, исчезают и меняются старые нормы в орфоэпии. Влияние на этот процесс оказывает сама жизнь, живой язык и меняющаяся культура. День русского языка отмечается в России и в мире ежегодно 6 июня. На планете им владеют более 250 миллионов человек. Дата 6 июня была установлена праздничным днем русского языка в честь дня рождения великого писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Известно, что именно Пушкин является создателем литературного русского языка современности. Произведения Александра Сергеевича знакомы любому человеку, который живет в России или который говорит по-русски.

В День русского языка и в Пушкинский день России читателей ждут в библиотеке по адресу: Псков, ул. Конная, 6.


Презентация псковского литературного интернет-альманаха «ИзВесть»

7 июня в 18 часов З0 минут в Центральной городской библиотеке начнется презентация псковского литературного интернет-альманаха «ИзВесть», редакторами которого являются Дина Дабришюте, Глеб Лемайкин и Александр Елисеев. «Известь» - это дискуссионная площадка и литературная студия, где каждый пишущий поэзию и прозу найдет поддержку и участие в литературном деле, познакомится с сообществом литераторов города и узнает о литературной карте нашего региона.

Глеб Лемайкин

Василиса Кравченко


Интернет-альманах «Известь»– это осмысленное и интересное культурное явление, это попытка вернуть на трон всеобщего интереса псковский текст, псковскую литературу, это попытка объединить и вплести деятельность каждого молодого автора в общий многоволоконный канат, чтобы многоцветье поэтических стратегий когда-нибудь обернулось очередным большим стилем.

«Серебряный век поэзии современники тоже недооценивали, принимая за простую очередную тусовку, а потом заметили большой стиль и единую атмосферу», - считают участники альманаха.

Дина Дабришюте

Артем Тасалов


Составители и редакторы расскажут о внутренних критериях отбора текстов и литературной стратегии альманаха в целом, о живых, актуальных стихах и забытых авторах, о собственном вкусе и литературных льготах, представят новых авторов и прочитают стихи ушедших поэтов.

Авторы проекта приглашают всех, кто интересуется современной культурой.

https://vk.com/izvestjournal


Презентация книги «Ленинград нашего детства»



25 мая в Центральной городской библиотеке прошла презентация книги «Ленинград нашего детства» московского издательства «ПАЛЬМИР», книги которого имеют высокие рейтинги в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, а руководители издательства принимают участие в международных книжных ярмарках Москвы и международных книжных салонах Петербурга.

В этом году «Пальмир» стало частью Санкт-Петербургского международного книжного салона, который проходил с 17 по 20 мая и на котором были представлены самые ожидаемые книжные новинки года, среди них были отмечены и книги издательств «ПАЛЬМИР».


Книга «Ленинград нашего детства» содержит около трехсот уникальных снимков зимнего Ленинграда, выполненных в 1950-1960-е годы известным московским фотомастером Александром Потресовым, и является продолжением серии книг "Город нашего детства", уже знакомой псковичам по книгам «Москва нашего детства», «Псков нашего детства» и другим.

Изобразительный ряд книги сопровождают различные информационные материалы из рекламы тех лет, рассказывающие о том, как жили наши соотечественники середины ХХ столетия.

Серию "Город нашего детства" московское издательство «ПАЛЬМИР» выпускает с 2015 года. Главное содержание этих подарочных изданий — фотографии середины прошлого века из уникального архива московского фотомастера Александра Потресова.


Презентация книги была дополнена выставкой, в экспозиции которой представлены двадцать уникальных отпечатков, сделанных Александром Потресовым в 60-е годы прошлого века.

«Скоро будет издан второй том о летнем Ленинграде, где город предстанет сквозь сумрак белых ночей, и отдельное издание – пригороды Ленинграда: Петергоф, Павловск, Пушкин (Царское Село), крепость Орешек», - говорит издатель Владимир Потресов.


Презентация книги прошла в преддверии Дня российских библиотек и Дня Санкт-Петербурга, которые совпадают и ежегодно отмечаются 27 мая. Знаменательно, что вдохновителем и участником выпуска книг серии «Город нашего детства» является псковичка и по первой профессии библиотекарь Татьяна Наместникова, ее кропотливая работе в архивах с периодикой тех лет дает возможность «остановить мгновение», зафиксировать определенный срез времени, его неповторимый образ.

На презентации состоялась автограф-сессия, показ документального фильма о Ленинграде и концептуальная чайная «В пятницу в пять».


Лекция Владимира Аракчеева «Псков и Ганза в эпоху средневековья»



28 апреля в 17.00 в Центральной городской библиотеке состоялась встреча с известным специалистом по истории средневекового Пскова, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института истории и археологии УРО РАН, профессором Уральского федерального университета и членом редколлегии журнала «Quaestio Rossica» Владимиром Аракчеевым.

Встреча прошла в формате лекции «Псков и Ганза в эпоху средневековья» и диалога о Международных Ганзейских днях в Пскове в 2019 году.



Владимир Аракчеев рассказал о развитии взаимоотношений средневекового Пскова с крупнейшим торговым союзом того времени - Ганзой, а также о практике, правовых нормах и особенностях ведения торговли в XV-XVII веках, о повседневной жизни горожан, их нравах и промыслах. Ведь еще в XV веке немцы, торгующие с Псковом, говорили о псковичах, как о людях очень мягких, европейского облика в одежде и прическе, европейского типа поведения. И на псковском рынке господствовали тогда европейские нравы. Будет интересно узнать о характере тех псковичей, о городском воздухе свободы и горизонтали власти - псковском вече, о стрельцах и смутьянах из книг Владимира Аракчеева «Средневековый Псков: власть, общество, повседневная жизнь в 15-17 веках» и «Власть прошлого: очерки истории и культуры Псковской земли в 13-19 веках», вышедших в серии «Псковская историческая библиотека» и представленных на постоянно действующей в библиотеке выставке «Ганза. История одного союза».



«Я приложил определенные усилия, чтобы Псков активно участвовал в ганзейском движении. Надеюсь, что Международные Ганзейские дни в Пскове в 2019 году пройдут на высоком уровне, и я тоже смогу в них поучаствовать. Псков для меня важный город. Думаю, что я здесь буду частым гостем», - говорил в интервью 2013 года Владимир Аракчеев, когда покидал Псков и Псковский государственный университет, где преподавал и заведовал кафедрой античной истории и музеологии.


Видеозапись лекции Владимира Аракчеева




Программа «Секрет бессмертия» к 100-летию со дня рождения писателя,
поэта и переводчика Бориса Заходера

22 апреля, накануне Всемирного дня книги и авторского права, в Центральной городской библиотеке прошла программа «Секрет бессмертия», посвященная 100-летию со дня рождения писателя, поэта и переводчика Бориса Заходера.

Борис Заходер был широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий, в том числе Государственной премии Российской Федерации и Международной премии имени Г.Х. Андерсена. На его книгах росли поколения детей СССР, его переводы-пересказы "Винни-Пуха", "Алисы", "Питера Пэна" давно стали классикой. Всю жизнь Борис Заходер переводил Гете и сам был поэтом, но в истории человеческой мысли больше остался как переводчик книги Алана Милна «Винни-Пух». Он блистательно перевел на русский язык книгу о Винни-Пухе в 1960 году. Всякий, кто владеет двумя языками, может подтвердить, что перевод был сделан с изощренной точностью и гениальной изобретательностью. В подавляющем большинстве случаев переданы все предложения оригинала, и для интонаций, каламбуров и шуток Алана Милна найдены русские соответствия. Этот перевод послужил прямым или косвенным образцом для выходивших в советское время изданий «Пуха» на языках народов СССР.

Программа началась с акции дарения библиотеке Татьяной Наместниковой книг о Винни-Пухе,
изданных в разные годы и на разных языках
.

«Сначала я собирала Винни-Пуха в пересказе Бориса Заходера с иллюстрациями отечественных художников. Потом в коллекции стали появляться книги на языках разных народов. Несомненной удачей считаю приобретение факсимильного издания «Winnie-The-Pooh» 1956-го года (к 30-летию издания книги Алана Милна) и подарочное издание к 80-летию книги. Попутно приобретала книги о Винни-Пухе на украинском, эстонском, латышском, испанском, итальянском, японском... Буду рада, если кого-то из читателей заинтересует моя небольшая коллекция. С радостью дарю книги читателям Центральной городской библиотеки Пскова. Настало время передать их людям, передать в «хорошие руки», и библиотека прекрасно с этим справится», - рассказывает о коллекции Татьяна Наместникова.

Как известно, книга о медвежонке выросла из рассказов и игр, которые Алан Милн, уже известный писатель, предлагал своему маленькому сыну, все ее персонажи — настоящие игрушки Кристофера Робина, хранящиеся теперь в Публичной библиотеке Нью-Йорка.

В этот день также откроется выставка авторской игрушки «Винни-Пух и все-все-все» Псковского кукольного дома, мастера которого принимают участие в профессиональных выставках кукольников в России и за рубежом. Этой выставкой художники обращаются к ребенку, который живет внутри каждого из нас. Для каждого посетившего выставку они приготовили открытку с изображением Винни-Пуха.

Вскоре после выхода "Винни-Пуха" А.А.Милн писал в "Нэйшн": "Думаю, что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии… В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек перешел в мир иной».

Когда Милн умер, ни у кого не было сомнений, что он открыл для себя секрет бессмертия.

Фоторепортаж в группе ВКонтакте


Уникальное издание к 23 апрелю - Международному дню книги


Выставка «Новые книги» в Центральной городской библиотеке пополнилась уникальным изданием Вильяма Шекспира "Гамлет, принц датский. Сонеты. Ромео и Джульетта" с иллюстрациями архитектора, художника и поэта Саввы Бродского.

Книга приобретена к 95-летию со дня рождения замечательного книжного графика-иллюстратора, а также к Международному дню книги и авторского права, который ежегодно отмечается 23 апреля и является днем памяти английского драматурга Вильяма Шекспира.


Книга "Гамлет, принц датский. Сонеты. Ромео и Джульетта" вышла в петербургском издательстве "Речь" в твердой, частично лакированной, с объёмным тиснением обложке, в книге - качественная белая мелованная бумага, крупный шрифт, имитирующий в заглавиях и названиях латинскую графику, имеется закладка-ляссе.


Теперь самое главное, из-за чего эта книга уникальна. В ней воспроизведены все "шекспировские" иллюстрации знаменитого художника-графика Саввы Бродского. По-видимому, это издание ради иллюстраций Бродского и затевалось. Иллюстрации Бродского к "Гамлету" и "Ромео и Джульетте" — самые лучшие иллюстрации к произведениям Шекспира. И это сразу заметно. Мрачность и неприветливость гамлетовского Эльсинора передается резкой экспрессивной черно-белой графикой, возникают образы героев: меланхолический Гамлет, кающаяся королева, мучающийся от предчувствия близкого возмездия злодей Клавдий, отрешенная Офелия и даже вежливые придворные-лицемеры Розенкранц и Гильденстерн. Черно-белая графика вдруг вспыхивает красным цветом на одеждах короля Клавдия и королевы, как будто их обливает кровью.


А вот почти мальчик Ромео и почти еще девочка Джульетта, сколько силы и мужества в их глазах и позах, они - два ярких цветных образа посреди черной толпы своих враждующих семей. Бродский тщательно выстраивает композицию своих рисунков. Когда их рассматриваешь, кажется, что смотришь театральную пьесу. Такого эффекта автор добивался сознательно. Все мизансцены рисунков сценичны, герои находятся как бы на подмостках сцены, на виду у множества зрителей.
Великую фразу Шекспира: "Весь мир театр, а люди в нём актёры" художник с точностью воплотил в своих рисунках.


До сего времени иллюстрации Саввы Бродского к «Гамлету» и «Ромео и Джульетте» издавались единожды - в 1982 году в издательстве "Молодая гвардия" тиражом в 10 тысяч экземпляров. Как книжный иллюстратор Савва Бродский стоит в одном ряду с великими предшественниками Оноре Домье и Гюставом Доре.
Книга отпечатана в Латвии. Тираж 5000 экземпляров.


Студентам колледжа Псков ГУ рассказали, как распознать фальшивую купюру

5 апреля в рамках проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения области в Центральной городской библиотеке (ул. Конная, 6) представитель Отделения по Псковской области Северо-Западного главного управления Банка России провел учебно-практическое занятие на тему «Признаки подлинности и платежеспособности банкнот Банка России. Новые банкноты Банка России номиналом 200 и 2000 рублей, информирование об их внешнем виде и признаках подлинности».


Сотрудник Отделения по Псковской области Банка России рассказал студентам об основных элементах защиты новых купюр номиналом 200 и 2000 рублей. Участникам лекции напомнили, что новые банкноты были введены в обращение Банком России 12 октября 2017 года. Банкноты новых номиналов содержат целый комплекс защитных признаков – как новых, так и старых.

Специалист Банка России подчеркнул, что новые купюры – это законное средство платежа, которое обязаны принимать в магазинах и на предприятиях сервиса наряду с другими банкнотами действующего банкнотного ряда.


Также участников мероприятия познакомили и с признаками подлинности других банкнот действующего номинального ряда Банка России.

Учебно-практическое занятие сопровождалось показом презентации по данной тематике. По окончании занятия студенты приняли участие в викторине.


Приглашаем на выставку экслибрисов известного псковского графика Александра Шершнёва

Фотоальбом выставки экслибрисов

В Центральной городской библиотеке с 6 апреля будет проходить уникальная выставка экслибрисов известного псковского графика Александра Шершнёва (10 августа 1954 - 7 апреля 2008).


Это подписанные Александром 100 экслибрисов, выставку которых он здесь, на Конной, в своё время делал, а потом библиотеке и подарил. В коллекции, которую хранят в библиотеке как жемчужину — книжные знаки, сделанные для псковских художников: для Татьяны Даниловой, для Игоря Иванюка — одноклассника по «художке», для художника театра Александра Стройло, для Геннадия Байгулова — ещё не так давно многие псковичи могли видеть это странного «старика в жёлтом плаще» на этюдах у памятника Ленину, например... Много экслибрисов Шершнёв в своё время вырезал для журналистов: для Владимира Васильева, для Александра Кирсанова, для Юрия Моисеенко...

Совершенная миниатюра — архангел, дующий в завязанную узлом трубу — экслибрис, придуманный Сашей для бельгийского коллекционера Ван ден Бриля. Есть знак для книг Ларисы Вольперт: легендарного псковского, впрочем — точнее будет сказать, российского филолога, доктора наук, а ещё гроссмейстера, чемпионки СССР в 1950-х. Разумеется, на экслибрисе — белая шахматная королева.

Народный артист России, актёр Владимир Свекольников, биолог Сергей Фетисов, искусствовед Владимир Галицкий. Здесь на экслибрисах имена представителей технической интеллигенции, врачей, чиновников бывших: губернатора Евгения Михайлова, заместителя главы города Ивана Калинина, главы областного комитета по культуре Александра Голышева, к примеру.


«Сейчас, когда прошли годы, смотришь на эти экслибрисы и удивляешься, насколько точно переданы люди, их характеры и судьбы. Это ведь, по сути, вся история Пскова конца прошлого века. И насколько ведь затейливо выгравированная история!», - говорит дочь художника Варвара Пааль.

Этой выставкой мы приносим дань любви и памяти замечательному псковичу и талантливому художнику – графику, чье имя было известно не только в Пскове. Александр Шершнев работал в технике гравюры на пластике и являлся участником более чем 130 международных выставок в Японии, Канаде, Болгарии, Чехословакии, Италии, Бельгии, Германии, Англии, Мексике, Аргентине, Монголии, Польше, Турции, США и на Кубе. Занимался издательской деятельностью - проиллюстрировал 27 книг. Разрабатывал графическую символику для 25 городских и областных праздников, в том числе и Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии... Награжден дипломом Российской Академии художеств за вклад в искусство.


Выставка будет проходить в рамках проекта «Из улицы в улицу», посвященного 600-летию улицы Конной, которую художник особенно любил.

Каждый пришедший на выставку 6 апреля станет счастливым обладателем небольшого издания с гравюрами Александра Шершнева.


Презентация альманаха «Псковский литературно-художественный журнал»

23 марта в Центральной городской библиотеке прошла презентация альманаха «Псковский литературно-художественный журнал». Альманах выходит в Пскове с 2014 года и является масштабным издательским проектом художника, галериста и поэта Ильи Семина. На презентации был представлен четвертый выпуск альманаха.

В презентации приняла участие доктор филологических наук, преподаватель ПсковГУ Илоны Мотеюнайте, член Союза писателей России Артем Тасалов и директор издательства «Пальмир» Владимир Потресов.


Читателей ожидали рассказы о запретных красках эпохи, поэтических преступлениях, путешествиях в Арктику и Среднюю Азию, а также музыкальное приложение к презентации альманаха.

В «Псковском литературно-художественном журнале» много искренности, точных наблюдений, умелых метафор, сила движения вперед, энергия развития и оптимизм. Вкладка альманаха фиксирует главные события фестиваля художников «Псковская галерея», который проходит в Пскове с 2011 года по инициативе Ильи Семина и его друзей.



Специальными гостями вечера были поэты Дарья Суховей из Санкт-Петербурга и Кристина Елекоева из Москвы.

«Издание альманаха стало регулярным, поставлено на системную основу. Подобные издательские проекты – взгляд в будущее, а не только ностальгия о прошлом. Илья принял правильное решение – выпускать альманах не в интернет-версии, которая растворилась бы в огромном сетевом пространстве, а в печатном виде. Важно, чтобы альманах попал в библиотеки и на кафедры вуза, где изучают современную литературу», - говорят друзья издателя.

На презентации прошла автограф-сессия.



Презентация книги ко Всемирному дня сна


Почему ни одно живое существо не может обойтись без сна? Одинаково ли спят мужчины и женщины? Почему мы видим сны?

В преддверии Всемирного дня сна, который отмечается 16 марта, абонемент Центральной городской библиотеки Пскова приглашает читателей на необычную презентацию уникального исследования известного британского журналиста Дэвида Рэндалла, посвященного теме сна.

В книге «Наука сна. Экскурсия в самую загадочную сферу жизни человека», которая на днях поступила в фонды библиотеки, можно получить ответы на вопросы о том, что происходит с вашим телом, когда вы спите, и к каким последствиям может привести пренебрежение этой значимой потребностью нашего организма.




В ритме современной жизни качественный здоровый сон становится для многих роскошью. Книга «Наука сна. Экскурсия в самую загадочную сферу жизни человека» обращает внимание общества «неспящих трудоголиков» на эту проблему. Замедленная реакция, потеря цепочки мыслей, сложности в подборе слов – вам это тоже знакомо? Все это последствия недосыпа. Как замечает автор, сон – это не передышка от жизни, это ее треть.

В исследовании представлены факты, гипотезы и размышления, и открытое пространство для анализа. А также много любопытных наблюдений, рассказы о том, как спали в Средневековье, и чем мы обязаны Эдисону. Как сон влияет на принятие решений и качество жизни. Как спят дети и как спят военные. Почему нет разницы, спать на полу или на дорогом матрасе. Все это подкреплено серьезными источниками.


«Наука сна. Экскурсия в самую загадочную сферу жизни человека» - отличный пример того, как сделать научное исследование увлекательным и даже захватывающим.

Автор выразил общую идею своей книги в следующих заключительных фразах: «Любое действие – упражнения, психотерапия или чтение этой книги – помогает нам понять, насколько важен сон. А это делает нашу жизнь лучше, интереснее и продуктивнее. Короче говоря, сон делает нас такими, какими мы хотим быть. Все, что нужно, - просто закрыть глаза».


В этот день в специально подготовленной зоне в приятной атмосфере релаксирующей музыки посетители библиотеки смогут окунуться в мир сна и сновидений, полистав книги и альбомы зарубежных и отечественных писателей и художников, для которых тема сна занимает особое место в их творчестве. Это произведения Шекспира, Мердок, Гессе, Достоевского, Грановских, Личутина, Гойи, Дали. Все эти книги будут представлены на выставке «Баю-бай!».


Встреча с поэтом Амарсаной Улзытуевым

20 марта – в преддверии Всемирного дня поэзии – в Центральной городской библиотеке прошла программа «Упражнение в прекрасном» с участием студентов Колледжа ПсковГУ и российского поэта и лауреата многочисленных литературных премий Амарсаны Улзытуева.

Поэт прочитал 16 главных в его творчестве стихотворений и представил свою книгу стихов с начальными рифмами «Анафоры», которая является отличным образцом плодотворного взаимодействия несхожих культур – русской и бурятской.

Обладая уникальной манерой чтения своих стихов, насыщенных веселой энергией, словно песня шамана, Амарсана Улзытуев дал студентам Колледжа несколько полезных упражнений и советов о том, как читать стихи, и это стало своеобразным мастер-классом для студентов перед конкурсом чтецов в Колледже ПсковГУ, который пройдет 21 марта. Молодежь в свою очередь показала поэту свои «упражнения в прекрасном», прочитав произведения разных поэтов.


«Поэт не тот, кто пишет стихи, а тот, кто их читает», - любит говорить Амарсана, поэт, живущий между Улан-Удэ, Москвой и Вальдмюнхеном (Бавария), считающий себя потомком Чингисхана и пишущий прекрасные книги, живые и своеобычные о Богах, о Духах, о предках, о Вселенных и Бездне Хаоса.

Амарсана Улзытуев - участник Международного Хлебниковского фестиваля «Ладомир 2012», Фестиваля поэзии «Благодать большого снега» в Якутии (2013), Биеннале поэтов в Москве (2014), программы Всемирного дня поэзии ЮНЕСКО в Москве (2014), Фестиваля поэзии на Байкале (2014), Красноярского литературного фестиваля «Куб 2014», а также участник Босфорского форума современной поэзии в 2015 году.


Стихи Амарсаны Улзытуева переведены на азербайджанский, английский, бурятский, латышский, монгольский, украинский языки и опубликованы в журналах: «World Literature Today» / «Мировая Литература Сегодня» (Нью-Йорк, США), Words Without Borders / "Cлова без границ" (Нью-Йорк, США), "PLUM" (США), "Atlanta Review (США), «Asymptote» (Лондон, Великобритания) и др."Punctum" (Латвия), «ШО» (Украина), «Ундэсний уран зохиол» (Монголия).


С нашим городом Амарсану связывает дружба с редактором альманаха «Псковский литературно-художественный журнал» - Ильёй Сёминым, по приглашению которого он посетил Псков в 2015 году, был очарован древностями, написал несколько стихотворений о Пскове и подарил библиотекам свои книги. Книга «Анафоры», которую поэт представит студентам вышла в издательстве ОГИ, где напечататься довольно сложно, издательство тщательно отбирает авторов и издаёт книги поэтов «высокого рейтинга». «Анафора не самоцель, а один из способов вернуть слову его утраченный «исполинский смысл», - говорит Амарсана Улзытуев.

Начало скайп-встречи в 15 часов. Присоединяйтесь!


Программа для молодежи «Красные флаги над Псковом»

19 февраля, в канун 100-летия со дня формирования Рабоче-крестьянской Красной армии, Центральная городская библиотека (ул. Конная, д. 6) провела программу для молодежи «Красные флаги над Псковом».


23 февраля 1918 года стало отправной точкой для отсчета истории РККА. Почему именно Пскову отдано почетное право считаться местом рождения Красной Армии? Как это событие запечатлено в топонимике нашего города? Каким образом ситуация в Пскове повлияла на переезд столицы нового революционного государства из Петрограда в Москву? Что за День Красного подарка был организован в годовщину рождения РККА в 1919 году? Эти и многие другие вопросы были в центре обсуждения студентов Псковского колледжа профессиональных технологий и сервиса.


Для более обстоятельного разговора в библиотеке подготовлена обширная книжная выставка «В бой роковой мы вступили с врагами: к 100-летию создания РККА под Псковом», которая расскажет о людях, стоявших у истоков Красной Армии.

Напомним, что 23 февраля 2019 года исполнится 50 лет со дня открытия в Крестах памятника в честь первых побед Красной Армии. Создатели этого легендарного памятника: Билибин Игорь Дмитриевич (1930-2009) - художник-график, акварелист, архитектор, прикладник и Мотовилов Георгий Иванович (1882-1963) - русский советский скульптор, Лауреат Сталинской премии первой степени (1950), вошедший в историю изобразительного искусства как мастер рельефа.



Не все знают о существовании еще одного памятника, который в этом году отмечает 50-летний юбилей. Именно он установлен на подлинном месте первых сражений Рабоче-крестьянской Красной армии. 50 лет назад на холме между мостами через реку Череха (мостом автомагистрали Петербург-Киев и железнодорожным) поставлен гранитный валун с мраморной доской и надписью: «Здесь регулярные части Красной Армии 23 февраля 1918 года героически сражались с войсками Германского империализма и остановили их продвижение к колыбели пролетарской революции - городу Ленина». Более подробно об истории этих двух памятников можно узнать из виртуальной выставки, размещенной на сайте Централизованной библиотечной системы г. Пскова.


С рождением Красной Армии неразрывно связан и главный ее атрибут – будёновка. Как царская «богатырка» стала советской будёновкой, какой из братьев художников Васнецовых был ее создателем, каким образом парадная форма царской армии появилась в обмундировании новой Рабоче-крестьянской Красной армии – еще одна тема разговора.


Каждый участник программы получил в подарок буклет с самыми интересными фактами из истории будёновки. Посетителей ждала зона селфи.



Приглашаем на выставку Тамары Мироновны Рейн (1915-2000)

16 февраля в Центральной городской библиотеке (ул. Конная, д. 6) в программе «У нас была Великая эпоха» открылась выставка Тамары Мироновны Рейн (1915-2000), наследницы великих традиций школы ВХУТЕМАС, где зарождалось новое искусство революционного времени, а также прошла презентация книги-альбома Владимира Потресова «От черного к цвету».


На выставке Тамары Рейн «Расплеснутое время» представлена лишь часть творческого наследия художника. Это 25 работ в технике живописи, акварели, офорта, которые будут привезены в Псков из Царицыных палат в Звенигороде, где располагаются выставочные залы Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Это и сюжеты, и ландшафты, и натюрморты. Вместе работы Тамары Рейн, выполненные в течение семи десятилетий творческой деятельности, создают образ ушедшей ныне могучей державы.

Трактор

Начальник

Московское метро

Зонты


Среди преподавателей Тамары Рейн был великий российский иллюстратор Владимир Фаворский, один из тех, кто в 20-30-е годы создавал образ советской книги. Для расшатывания и преодоления старых стереотипов в 1920 году были созданы Высшие художественно-технические мастерские, вошедшие в историю под аббревиатурой ВХУТЕМАС. В те далекие годы там преподавали Илья Машков, Василий Кандинский и другие авангардисты. ВХУТЕМАС стал явлением не менее значительным, чем немецкий Баухаус.

Костер

Велокросс в Артеке


Дополнила выставку книга «От черного к цвету». Она не только о Тамаре Рейн, но и о жизни народа нашей страны в 20 столетии. О радостях и горестях тех лет, о том, как жили и работали тогда советские люди: минимум удобств, максимум труда в выбранном раз и навсегда деле. Книга содержит более четырехсот живописных и графических работ художника. Это дневник или рассказ о молодости, написанный простыми и чистыми изобразительными средствами, проникнутый острой наблюдательностью и наполненный радостью видения.

В программе прошла автограф-сессия, зона селфи и концептуальная Чайная «В пятницу в пять».

Фоторепортаж в группе библиотеки ВКонтакте

***

Семенов А. «В натуре цвет живой искала» / А. Семенов // Городская среда. – 2018. – 4 апреля (№ 425). - Режим доступа: http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3672


Приглашаем принять участие в проекте «Из улицы в улицу»,
посвященном 600-летию со дня первого упоминания в летописи улицы Изборской

В 2018 году Центральная городская библиотека приглашает всех принять участие в проекте «Из улицы в улицу», посвященном 600-летию со дня первого упоминания в летописи улицы Изборской. Архитектор Юрий Павлович Спегальский считал, что направление современной Конной улицы почти совпадает с направлением древней Изборской, которая упоминается в летописи под 1418 годом: «Посадник Микула и псковичи повелеша мастером намостите вон стене Великую улицу, а другую на Завеличье Изборскую от Паромяни».


В книге археолога Инги Константиновны Лабутиной «Историческая топография Пскова в 14-15 веках» написано, что Изборская улица упоминается в летописи под 1417/1418 годами, при этом сообщается о ее замощении. В известии содержится и важное указание на начало улицы – от Поромяни на Завеличье. «Место Поромяни определяется по источникам 16-17 веков, которые локализуют здесь церковь Успения на Завеличье... Итак, Поромянь и конец плавучего моста были там, где сейчас и стоит церковь Успения на Завеличье, - на Ольгинской набережной, против Власьевской башни», - пишет археолог Лабутина. - Именно отсюда начинается замощенная в 1417/1418 году улица Изборская. « В наше время сохранился последний короткий отрезок бывшей Изборской улицы с остатками древней застройки в квартале между Рижским проспектом, улицей Конной и Набережной р. Великой», - определяет Инга Константиновна.

Изображение Изборской улицы можно видеть и на иконе из Псково-Печорского монастыря, фиксирующей градостроительную ситуацию конца XVI века.

По мнению археологов И. К. Лабутиной и Б. Н. Харлашова, который исследовал культурный слой на Завеличье, Изборская улица — средняя из трех улиц, показанных расходящимися от переправы через реку Великую не только на иконах из Псково-Печерского монастыря, но и на «иконе Жиглевича» - иконе, которая была заказана купеческой гильдией, и на ней был изображен один из первых полных планов Пскова.

В начале 17 века, с 1601 года по Изборской улице проходил крестный ход из Пскова в Псково-Печорский монастырь и обратно, установленный в память о событиях 1581 года, связанных с избавлением города от войск Стефана Батория.

Территория Изборской улицы Завеличья принадлежала торгово-ремесленному посаду средневекового Пскова. Улица была главной магистралью, связывавшей Псков с городами Лифляндии и Эстляндии. После долгого пути через дремучие леса, многоверстной массой стоявшие от границы Ливонии до Завеличья, проехав узкой Изборской улицей, путник оказывался перед простором реки Великой, на другой стороне которой во всей красе представал Псков.

По плану перепланировки Пскова 1778 года улица Изборская подлежала уничтожению. Однако сложившаяся к концу XVIII века плотная каменная застройка не позволила этого сделать. В XIX веке рядом со средневековыми зданиями были построены новые каменные, полукаменные и деревянные обывательские дома. Судя по плану города Пскова 1857 года, составленному псковским инженером И. Ф. Годовиковым, все строения концентрировались вдоль линии улицы Изборской. Вдоль северо-западного края древней Изборской улицы ориентирован южный корпус жилого дома и двор, принадлежащий в начале 20 века купцу П. Д. Батову.

Другое историческое название улицы Изборской - Конная - перешло от располагавшейся здесь в старину Конной площади, на которой торговали лошадьми. Исследовательница псковской старины, историк Галина Проскурякова писала, что в 1900 году в просторечии эта улица имела название – Барская. Возможно, это было связано с тем, что рядом находились хоромы богатейшего купца Батова, которые сохранились и поныне вместе с зданием старообрядческой молельни при его доме. Об этом пишет псковский писатель Валентин Краснопевцев в книге «Улицы Пскова».

Таким образом, от прошлого улицы Изборской – Конной нам достались в наследство сохранившиеся архитектурные памятники — комплекс «двора Батова», основания других каменных зданий XVII в., церковь Успения с Пароменья и церковь Николы от Каменной ограды. Дворами и участками на ней в далеком прошлом владели известные псковские семьи — Колягины, Трубинские, Яхонтовы.

В проекте «Из улицу в улицу» пройдет встреча с археологом, исследователем культурного слоя на Завеличье Борисом Харлашовым «Время раскрывает пространство», встреча с Александром Питиримовым, автором новеллы «Трактир на Конной», для молодых псковичей будет подготовлена интерактивная программа «Город под подошвой», откроется выставка графики «Лица улиц», пройдут премьеры новых книг и художественных альбомов.
Завершится проект в июле - в День Пскова - «Законными чтениями на Конной», будет много открытий, ведь сейчас ведутся археологические раскопки на «летописной Изборской - Конной» под руководством Бориса Харлашова рядом с комплексом «двор Батова».

Подарком от Администрации Пскова будет новое «замощение» улицы Конной и сквера «На 4-х углах».

Преодолевая пространство и время, способствуя оживлению истории города в образах и памятниках культуры, соединяя прошлое и настоящее, выводя из далекой истории значимые события, сюжеты, биографии и сплетая их прежний жизненный смысл и значение с современностью, можно перенестись в древнюю Русь, в псковскую вечевую республику и пройтись по одной из главных ее улиц, которая играла большую роль в торговом, ремесленном средневековом Пскове.


«Esquire» в Центральной городской библиотеке на Конной


В канун Дня российской печати Центральная городская библиотека Пскова приглашает познакомиться со всей палитрой периодических изданий, представленных в фонде. В этом году он пополнился новым качественным изданием – оформлена постоянная подписка на легендарный мужской журнал «Esquire». Первый номер за январь 2018 года уже в свободном доступе для читателей библиотеки.

История «Esquire» (рус. «Эсквайр») началась во времена «великой депрессии». В 1932 году двое американцев, жителей Чикаго – сорокалетний Дэвид Смарт (издатель) и двадцативосьмилетний Арнольд Гингрич (главный редактор) начинают выпуск нового журнала «для успешных джентльменов». Несмотря на непростое экономическое положение в стране, несвоевременность тем и высокую цену журнала, уже в январе 1937 года его тираж вырос до полутора миллионов экземпляров, а само издание стало неотъемлемой частью истории всей Америки.

Когда журнал только появился, он был задуман литературным. В нем публиковали свои произведения такие звезды писательского дела, как Эрнест Хемингуэй, Джером Д. Селинджер, Трумен Капоте. Сегодня журнал декларирует такие основные темы: культура и искусство, мода и стиль, бизнес и политика, технологии и автомобили, еда и здоровье, персонажи и интервью.

В России впервые «Esquire» появился на прилавках в апреле 2005 года. Интересно, что главным редактором русскоязычной версии стал (вплоть до ноября 2011) Филипп Бахтин, наш земляк из Пскова. Сейчас журнал возглавляет известный писатель и журналист Сергей Минаев. Тираж издания – 90.000 экземпляров.

Российская версия достаточно серьезно отличается от сегодняшней американской и приобрела необычное для чисто развлекательного издания звучание. В русский «Esquire» перешли всего три рубрики: «10 фактов», «Правила жизни» и «Красивая женщина расскажет анекдот». Мужской журнал, в котором вместо молодых девушек на обложках и старые мужчины, а рядом с рекламой дорогих часов – антиправительственные колонки и статьи о бюрократии.


Издание было задумано стать «общим знаменателем мужских интересов» и изначально рассчитывался на аудиторию взрослых успешных деловых джентльменов, целеустремленных и уверенных в себе, которые знают толк в хороших вещах и достижениях современной культуры.

Русскоязычная версия журнала «Esquire» - это серьезное и нестандартное качественное издание, гендерно ориентированное на мужскую часть населения, жанр которого можно охарактеризовать как популярный стилевой журнал в силу качественного оформления и полиграфии, оригинального подхода к подаче информации и наличия ярко выраженной стилеобразующей направленности.

В январском номере «Esquire», поступившем в фонд отдела абонемента Центральной городской библиотеки Пскова, редакция, кроме публикации свежих материалов в традиционных рубриках «Диалоги», «Портрет», «Детали», «Чтение», «Каково это», декларирует и творческие планы на 2018 год. Так как литература всегда была важной составляющей журнала, «Esquire» поставил себе амбициозную цель возродить короткий жанр – вдохновившись опытом американских коллег, российское издание планирует запустить литературную премию Napkin Prize.

А в новогоднем номере «Esquire» впервые публикует заглавную историю из «Портфеля сосунка» Курта Воннегута. Книга была напечатана только спустя шесть лет после смерти автора. А в России выйдет в 2018 году.
Адрес: г. Псков, ул. Конная, 6.


Приглашаем на выставку книг с инскриптами

12 января – в преддверии Старого Нового года - Центральная городская библиотека на Конной, 6 приглашает всех на книжную выставку «Зеркало эпохи. Когда книга была лучшим подарком».


На этой необычной выставке будет представлено 50 книг с дарственными надписями – инскриптами - из филографической коллекции библиотеки.

Книжный инскрипт - рукописная дарственная надпись на книге - не только факт книжной культуры, он характеризует эпоху и воспроизводит её колорит. Надписи с посвящением рассказывают о настроении, чувствах и мыслях дарителей книги, содержат оригинальную подпись и дату подарка. Они сделаны, как правило, на форзаце или авантитуле книги, иногда это лапидарный, а иногда многословный текст или поэтическое послание. Лаконичная форма инскриптов близка к поздравительным адресам и открыткам.


В советское время лучшим подарком считалась хорошая книга. Стоили книги недорого: редко когда цена одного тома переваливала за 1 рубль. Поэтому сформировать хорошую библиотеку в советские времена мог и профессор, и рабочий, и пенсионер, к тому же тиражи были 10-ти тысячные и миллионные. Было принято дарить книги к знаменательным датам, дарили детям, друзьям и знакомым, соседям и сослуживцам. Есть надписи и по случаю переезда в Псков, военных сборов («Чемодан» Довлатова С.), на годовщину свадьбы («Бремя власти» Д. Балашова), на окончание первого класса («Жизнь Ленина» М. Прилежаевой).


«Другу моему Кольке. В дорогу!» написал в 1961 году мальчик Сережа на книге Анатолия Рыбакова «Кортик. Бронзовая птица», а до сих пор чувствуется одержимость и устремленность юных путешественников. Именно книги дарили победителям различных конкурсов, соревнований, школьных олимпиад и на обложке делали надпись «На память…» или «Победителю соревнований…» от партбюро, месткома, дирекции и даже фабкома!

Встречаются на книгах и надписи шуточные, подчёркивающие непринуждённые отношения между дарителем и получателем. На шутовском романе "Охотник за девственностью" сделана такая надпись: "Чемпиону чемпионов по корректуре Некрасовой Ларисе от благодарного автора". А есть книги, где посвящение предпосылаемо типографским способом сразу всем читателям. Так в библиотечной коллекции на книге «Сердце беседует с Лениным» есть такого рода инскрипт: «Всем, кому детский дом стал домом родным, этот книжный подарок».


Считалось, что дарственная надпись это не только напоминание и милый сердцу почерк, но и гарантия, что никто книгу не «уведет». Книги собирали в домашние библиотеки - своего рода иконостасы думающего человека.

Выставка «Зеркало эпохи» будет работать до 21 января в режиме рабочего времени библиотеки. Все книги на выставке собраны из даров псковичей для буккроссинга. Все желающие могут пополнить выставку своими книгами с интересными инскриптами – памятниками ушедшей навсегда эпохе, когда книга была лучшим подарком.

Фотоальбом выставки в группе ВКонтакте


Встреча с московским писателем, издателем и лауреатом национальной премии «Культурное наследие» Владимиром Потресовым


У каждого свой маршрут, кто-то находится в поиске новогодних брендов, кто-то ищет утраченное время.

4 января в Центральной городской библиотеке (ул. Конная, дом 6) в пространстве выставки «Книга – Событие 2017» прошла встреча с московским писателем, издателем и лауреатом национальной премии «Культурное наследие» Владимиром Потресовым. В программе состоялся разговор о новой книжной серии «Город нашего детства» и книгах «Арбат нашего детства» и «Москва нашего детства». показ фильма о Старом Арбате преподавателя ВГИКа, режиссера Татьяны Юриной, а также просмотр анимационного фильма «Собачья площадка» Дарьи Потресовой.

Все книги серии «Город нашего детства» основаны на архиве замечательного московского фотографа Александра Сергеевича Потресова, в фонде которого более 120 тысяч негативов, из них 3 тысячи о Москве 50-х - 60-х годов, когда Москва высилась, ширилась и выходила из старых границ. Это было время надежд, когда все новое еще не пугало и не разочаровывало, и Москва с энтузиазмом принимала новые архитектурные формы. Но были и недоумения по поводу утраты самобытности древних городов. Тому пример - наш любимый новогодний фильм про улицу Строителей. Авторы фильма иронизировали над безликостью современных городов. Мол, понастроили коробок, тоже мне строители.

Печалью пронизан и другой фильм - «Покровские ворота». Главному герою жаль разрушенных старых фасадов Москвы, где еще жили люди, которые имели дома журналы «Нива», открытки 1900 года с румяными дамами, трюмо с виньетками арт нуво и прочие антикварные вещи, и где можно было найти всякую всячину – от старинных книг до приведений.

Одной из утрат нашего времени стала Собачья площадка на Арбате - творческий дух Москвы, место силы и самое мистическое место в городе. Собачья площадка славна именами. И первое из них - Пушкин. В доме на Собачьей площадке была первая и единственная сохранившаяся московская квартира поэта.

Знаменитый бал Сатаны в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" проходил именно в одном из домов старого Арбата. На Собачьей площадке, точнее в переулке Борисоглебском, берущем начало от Собачьей площадки, прожила несколько счастливых, странных и страшных лет Марина Цветаева. Собачья площадка упоминается и в романе В.Каверина "Два капитана". По-своему переосмыслили тему Собачьей площадки Татьяна Юрина и Дарья Потресова, которые являются специальными гостями вечера.

По многочисленным просьбам наших читателей была еще раз представлена книга «Псков нашего детства», презентация которой проходила в июле 2017 года и стала большим культурным событием в Дни нашего города. На встрече прошла автограф-сессия.

Образ исторической Москвы – столицы нашей Родины - мы вспоминаем каждый Новый год под бой курантов, когда смотрим любимые фильмы, вспоминаем годы студенчества и возвращаемся в города нашего детства.

Фоторепортаж в группе ВКонтакте

***

Донецкий, А. Запечатленное детство / Александр Донецкий [Электронный ресурс] // Псковская Лента Новостей (ПЛН). – 2018. – 5 янв. – Режим доступа: http://pln-pskov.ru/culture/299770.html


Ежегодная рождественская выставка «Книги-события 2017»!

В экспозиции большой рождественской выставки «Книги – события 2017», которая работала в Центральной городской бибилиотеке 4 и 5 января, было представлено более 300 литературных новинок самых разных жанров: исторические исследования, биографические зарисовки, книги по военной тематике, жизненные комедии, детективы, фантастика и фэнтези, и многое другое.

Особое внимание было уделено работам авторов, которые стали победителями престижных отечественных и зарубежных литературных премий. Кадзуо Исигуро – Нобелевская премия по литературе 2017. Лев Данилкин «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» - национальная литературная премия «Большая книга». Премия «Ясная Поляна» - Андрей Рубанов «Патриот». Книга Джорджа Сондерса «Lincoln in the Bardo» - победитель «Букеровской премии 2017».


Особое место в экспозиции заняла новая книга московского писателя, издателя, лауреата Национальной премии «Культурное наследие» Владимира Потресова «Псков нашего детства». В книге представлено более 400 уникальных фотографий старого Пскова, которого уже нет.

Сопроводительный текст, основанный на материалах псковских газет того времени, рассказывает, как и чем жил город, как работали псковичи, как учились, чем интересовались и как отдыхали, как восстанавливали город в послевоенное время, реставрировали храмы и соборы, строили новые дома.

Фотографии удивительно рифмуются с вполне бытовой историей жизни города середины прошлого века. В книге воссоздан объективный образ нашего прошлого, к которому можно относиться по-разному, но забыть о нем невозможно.


В списке новинок, представленных на выставке, долгожданные работы таких признанных мастеров, как Виктор Пелевин, Пауло Коэльо, Николас Спаркс, Алексей Иванов, Джон Гришэм, Элиф Шафак, Гийом Мюссо, Стиг Ларссон, Роман Сенчин.

При подведении итогов года традиционно был проведен опрос, который выявил реальные литературные предпочтения читателей. «ТОР лидеров» по популярности возглавили следующие авторы: 1. Захар Прилепин 2. Дина Рубина 3. Евгений Водолазкин.

Интересное наблюдение: среди писателей, в работах которых читатели были и разочарованы, есть и авторы из «ТОР списка». А особенно советуют для чтения «Причуды памяти» Даниила Гранина.

На выставке «Книги – события 2017»! каждый нашел себе книгу по душе.
Самые разные жанры, разные авторы, но это книги, которые утонченно играют с читателем до самой последней страницы!

Выставка была открыта в часы работы библиотеки по адресу: г. Псков, ул. Конная, 6.



 
наверх