Календарь защитника природы - 2019

Детская экологическая библиотека "Радуга" продолжает в 2019 году
реализацию проекта "Календарь защитника природы".

ЯНВАРЬ

Детская экологическая библиотека "Радуга" продолжает в 2019 году реализацию проекта "Календарь защитника природы" и знакомит вас с победителями конкурса эссе «Я - защитник природы»

Прокофьева Лидия

Прокофьева Лидия - 14 лет, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Л.М. Поземского» 8 «А» класс.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке. А вы знаете, кто первый обратился к этой проблеме? Кто заметил проблему загрязнения окружающей среды?

Первыми были писатели: Леонид Леонов «Русский лес», Виктор Астафьев «Царь-рыба», Чингиз Айтматов «Плаха».

Антон Павлович Чехов в пьесе «Дядя Ваня» писал: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять лес? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все от того, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Мы живем в стране, где наши богатства невозможно объять. Каждый уголок нашей Родины дарит и делится своей красотой, что хочется возвращаться и любоваться родными просторами.


Вся красота флоры и фауны может исчезнуть, если мы будем бездумно спиливать деревья, засорять опушки леса, водоемы, реки, озера… Мы не только должны приносить домой красивые букеты лесных цветов, а сами восстанавливать и сохранять растительный мир. Быть не хозяевами, а защитниками природы нашей Родины.

Тревожит факт экологической обстановки. Происходит загрязнение окружающей среды, загрязнение воды. Промышленные центры выбрасывают в атмосферу газы, что приводит к гибели растений, заболеванию людей. Мы заботимся о родных и близких людях, бережно относимся к своим вещам. Так почему же не начать любить и оберегать природу так, как мы любим наших родных?

Отношение к природе – это один из показателей культуры, воспитанности человека. Каждый обязан заботиться о природе и окружающей среде. Мы и природа – это одно целое. Богатые леса, звери и птицы, чистая вода, плодородная почва, нужна не только нам, но и будущим поколениям. Наша задача – сберечь богатства нашей Родины. Важно помнить простую истину – нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе.


ФЕВРАЛЬ

Зверев Константин

Зверев Константин, 13 лет - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением английского языка».

«Помощник специалиста по руконожкам»

На каникулах я уезжаю к бабушке, в деревню. Мне нравится, что рядом с её домом есть лес, куда мы ходим за грибами, малиной. В лесу много птиц, которые очень красиво поют. Однажды мы с моей тётей, пока собирали грибы, нашли птичье гнездо, там было два белых, ровных яйца. Через три недели мы вернулись, и там сидели небольшие птенчики, прижавшись друг к другу. Моя тётя объяснила мне, что это дрозды, но нельзя подходить к ним слишком близко, и тем более брать птенцов в руки, ведь их мама, когда вернётся, может учуять человеческий запах и бросить своих птенцов, а для них это верная гибель. Я запомнил это, и теперь знаю, что птенцов трогать нельзя.


Я люблю помогать своей бабушке ухаживать за животными и растениями, учусь у неё, стараюсь сделать всё, что в моих силах для сохранения природы и животных, и потому знаю, что экология и охрана природы являются неотъемлемым компонентом современной жизни. Многие виды животных уже исчезли с лица Земли, немало находится на грани вымирания, и поэтому защита природы просто необходима для сохранения редких и вымирающих видах животных, чтобы избежать их полного исчезновения, подобно дронтам, морским коровам, Каролинским попугаям и другим. Также под угрозой исчезновения и полного вымирания находится интересный представитель кошачьего рода - амурский лесной кот, каждый представитель этого рода кошачьих имеет свой неповторимый рисунок и может достигать длины одного метра.

Для защиты природы я бы выбрал профессию зоолога, он наблюдает за животными, изучает их образ жизни, какую пищу предпочитают, как воспитывают потомство и многое другое. Я выбрал эту профессию, потому что очень люблю животных, что является обязательным качеством для этой работы.

На тему природы и её защиты я рекомендую прочитать книгу Станислава Востокова «Специалист по руконожкам».

Станислав Востоков родился 1 апреля 1975 года в Ташкенте, где закончил школу и художественное училище. После его окончания работал в Ташкентском зоопарке, а потом в природоохранном проекте в Камбодже. В 1995 году несколько месяцев учился в Англии на курсах для специалистов по сохранению редких видов животных. Затем дважды получал гранты от Фонда Джеральда Даррелла на проекты в Камбодже: на строительство реабилитационного центра для гиббонов, конфискованных у браконьеров, и на распространение «Карты заповедников и редких животных». Также работал во ВНИИ охраны природы, в Московском зоопарке.


В повести «Специалист по руконожкам» рассказывается о лемурах, их образе жизни, их пище и развлечениях, их семьях и потомстве, о птицах, их местах обитания и воспитании птенцов и о многом другом. Автор очень хорошо рассказал о зоопарке, его обитателях. Читая книгу, иногда задумываешься: «А может, зоопарк - это не такое хорошее место для животных, как мы думаем? Может животным не нравится там находиться, а мы держим их там, думая, что делаем доброе дело, спасая животных? А может, если бы не наша защита, они бы давно вымерли, и люди никогда бы их больше не увидели?»

Мне очень понравилась эта книга, рекомендую эту книгу тем, кто хочет познакомиться с редкими видами животных!

Я надеюсь, что люди всё-таки научатся благодарить природу, не загрязнять Землю и не уничтожать места обитания животных, ведь природу так легко испортить, и так трудно, так долго её восстанавливать.



МАРТ

Гавала Александра, 13 лет - МБОУ «Лицей №4 «Многопрофильный» г. Псков

«Два лика весны»

Эссе

«Улыбкой ласковой природа
Сквозь сон встречает утро года…»
А. С. Пушкин

Гавала Александра

Весна - удивительное время года, которое любят и ждут, я думаю, все люди: и взрослые, и дети. После долгой холодной зимы всем хочется солнца и тепла. Отрадно наблюдать, как постепенно всё в природе просыпается, стряхивает зимние грёзы. Снег ещё не растаял, а уже пробивается навстречу солнечным лучам первый подснежник… Мужественный цветок! Он первый, а потому особенно прекрасный… Сквозь снежные сугробы пробивает себе дорогу первый ручеёк, надеясь слиться с водами реки…На деревьях и кустах появляются коричневые почки, таящие в себе нежные зачатки листвы. Покрывается верба мягкими пушистыми комочками…

Весна - хозяйка постепенно вытесняет свою старшую сестру - Зиму, отвоёвывая всё новые и новые участки. Вот уже и снег растаял, сквозь дёрн и мох пробиваются ландыши. На оттаявшей и прогретой земле появляются зелёные копья побегов. Они постепенно раскручиваются, разворачивают тёмно- зелёные блестящие листья, потом появляются зеленоватые бутоны соцветий, а в мае распускаются белоснежные цветочки, похожие на жемчужины, и своим благоуханьем невольно заставляют остановиться любого, кто проходит мимо. Что может быть прекраснее! Запахи цветов, свежей зелёной травы, клейкой молодой листвы чарует и дурманит. Лес ожил: запели птицы, оживились его обитатели. То заяц проскачет, то в ветвях мелькнёт рыжей метёлкой пушистый беличий хвост...

Вокруг так хорошо, что выразить всю эту красоту можно разве что в поэтических строчках:

Как в роще хорошо дубовой
Бродить, когда совсем одна,
И слушать птичек свист весёлый,
И знать: уже пришла весна.

В дупле сидит зверёк пушистый,
В траве - жужжание жучков,
И на ковре небесном, чистом
Узор из веток и сучков.

Как мягко травка зеленеет,
Как солнце светит сквозь листы...
И даже сердце замирает
От этой дивной красоты!

Но весна, к сожалению, имеет и другой лик, увы, не вызывающий восхищения... Без боли в сердце нельзя смотреть на обожжённые стволы деревьев, на вырубки вековых корабельных сосен вдоль шоссейных трасс... Как такое могло произойти?

Туристы позабыли потушить костёр - и пожар уничтожил гектары лесного массива... Кто-то решил легко заработать - вот и вырубает леса вблизи дорог... Погнался за огромной прибылью! От человеческой жадности, бесхозяйственности и простого безразличия становится не по себе. А что дальше, если всё так и будет продолжаться? Что же останется грядущим поколениям? Сухие пни, горы сучьев, дикий кустарник вместо могучих деревьев! Это в лесу...

А что мы видим в городе? За долгую зиму под белым покровом скапливался мусор, весной эти залежи, созданные горожанами, вылезли наружу, совсем не радуя взгляд. А ведь осенью всё убиралось, вывозилось за пределы города. Значит, это только за зимний период была разведена страшная грязь.

Вот из земли торчат какие-то жалкие, обломанные прутики и палки... А ведь это посаженные чьими-то добрыми руками клёны и рябинки... Только никогда не распустятся на них зелёные листья, никогда не станут они большими и красивыми деревьями. Кто-то просто так погубил их...


Человек и природа... Как они связаны, как взаимодействуют? Есть наука, изучающая проблемы взаимоотношения человека и природы - экология. Есть профессии, связанные с этой наукой. Например, лесники, садоводы, ландшафтные дизайнеры, особенно востребованными сейчас, однако, являются специалисты по созданию экологически безвредных упаковочных материалов, а также по утилизации бытовых отходов, которые являются основными загрязнителями окружающего мира. Но совсем необязательно быть экологом, чтобы заботиться о природе. Достаточно просто захотеть помочь ей. Если бы каждый человек осознал это, то второй лик весны растаял бы, исчез, растворился... Остался бы только первый - радостный и прекрасный, воспетый в бессмертных стихах А. С. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, в произведениях М. Пришвина, которые я очень люблю.



АПРЕЛЬ

Александрова Дарья, 9 лет - ученица 3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова

«Я – защитник природы!»

Эссе

Александрова Дарья

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь цветы не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!»
(Н. Абдулаева)



Я очень сильно люблю окружающую нас природу. Мне нравится каждой весной вместе с мамочкой сажать цветы на клумбе во дворе. Зацветая, растения своим ароматом привлекают к себе различных насекомых. Они жужжат, собирая цветочный нектар. Кроме того, цветы своей красотой радуют нас.

Однажды, прочитав экологическую сказку Галины Фадеевой «Подснежник», я расплакалась. Мне было очень жалко подснежники, нарушенную красоту, так как «добрый мальчик» Вова превратил чудесную цветущую лесную поляну в вытоптанное поле. «Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников».

Весной, летом очень часто можно увидеть такую картину, когда приходят дачные поезда, люди с большими охапками полевых цветов выходят на перрон. Но за время поездки нежные цветы завяли, опустили свои прекрасные разноцветные головки, и люди выбрасывают их в урны. Так и хочется им сказать: «Люди, не губите природу! Не рвите полевые цветы! Пусть они радуют нас своей красотой, дают семена, из которых на следующий год появится ещё больше цветов».

Я хочу всем ребятам посоветовать прочитать «Экологические сказки» Галины Фадеевой. Они очень интересные, поучительные.

Я также очень люблю животных. И хочется всем школьникам порекомендовать прочитать «Рассказы о животных» Виталия Бианки.


А пока я маленькая, то стараюсь вносить посильный вклад в дело охраны природы: сажаю и ухаживаю за цветами, ставлю ограждения на клумбах, чтобы никто не смог вытоптать растения. Собираю макулатуру, чтобы сохранить от рубки деревья. Сдаю использованные батарейки для дальнейшей их утилизации, чтобы отработанная батарейка не попадала на землю и не отравляла её.

Когда я вырасту, то стану лесником, чтобы защищать и охранять леса, животных, там живущих, и произрастающие там растения.



МАЙ

Кожевникова Евгения, 13 лет - ученица 6 «А» класса МБОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова.

«Я – защитник природы!»

Эссе

«Охранять природу -
значит, охранять Родину».
М. Пришвин

Кожевникова Евгения

Мы часто упоминаем в разговоре слово «природа». И у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с полевыми цветами, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном птичьих голосов... Действительно, общаясь с живой природой, человек отдыхает душой. Но чаще всего именно по нашей вине гибнут леса, реки, животные, птицы, загрязняется воздух.

В последние несколько лет человечество достигло такой численности и приобрело техногенную мощь, способную представлять потенциальную опасность для жизни на Земле. Экологический кризис — это не только угроза дикой природе и загрязнение. Он касается и самих людей и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить. Эволюция природных процессов и явлений, в том числе и человека, в конечном счете, вызвала озабоченность мирового сообщества судьбой биосферы, представляющей собой ныне нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов.


Существует много профессий связанных с охраной природы, но я хотела бы стать экологом. Экологи изучают природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывают мероприятия по охране окружающей среды, занимаются исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучают влияние промышленных отходов на флору и фауну.


Ценными книгами, воспитывающими у нас любовь к природе, ко всему живому, являются книги Виталия Бианки, а из серии познавательной литературы я порекомендовала бы книгу Н. Дроздова и А. Макеева «Охрана природы».

Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды. Поэтому каждый из нас должен всегда помнить об этом и уметь быть благодарным. Давайте будем беречь природу — каждый в меру своих сил и возможностей, ведь охрана природы – долг каждого!



ИЮНЬ

Белавин Иван, 11 лет - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11».

«Я – защитник природы!»

Эссе

Белавин Иван

Экология – это наука, которая изучает отношения всего живого и неживого на Земле. С первых своих дней развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов.

Человек был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб и птиц. Сейчас человечество находится на гране всемирной экологической катастрофы. Многие экологические проблемы сегодня приобрели глобальный характер и для их решения необходимы совместные усилия разных стран. Охрана окружающей среды одна из наиболее актуальных проблем современности. Если мы не будем заботиться о нашей Земле, то все проблемы только обострятся.

Я бы в будущем выбрал профессию эколог. Экология изучает причины, по которым высыхают водоемы, ухудшается состояние воды, воздуха, степень воздействия человека и промышленности на животный и растительный мир. Его работа вносит огромный вклад в защиту окружающей среды.


Я советую почитать книгу «Мусорная революция. Свалка о двух концах» Эрика Файви. Автор приводит множество советов, следуя которым можно беречь воду, воздух и делать, по возможности, большой вклад в устранение парникового эффекта.

Книга заканчивается на оптимистичной ноте: Автор верит в будущее без мусора и предлагает читателю начать менять жизнь к лучшему уже сейчас.



ИЮЛЬ

Куропаткина Анна, 13 лет - МБОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова.

«Я – защитник природы!»

Эссе

Куропаткина Анна

Природа всем нужна, но ее не все ценят. А ведь что она для нас сотворила!

Без природы у нас не было бы слышно пения птиц, не мурлыкала бы кошка, не была бы другом собака, не было бы таких широких полей, рек и озер.

В будущем природа может сотворить многое… Но этого может и не произойти, потому что люди, кидая бутылки в воду, загрязняют реки и озера, на улице выбросывают фантики и другой мусор, который надо бросать в урны и мусорные баки, установленные у каждого дома. От машин выхлопные газы выбрасываются в воздух.

В нашей школе уже не первый раз проходит акция «Сдай батарейку – спаси ежика». Цель нашей акции – формирование экологической культуры школьников и повышение экологической грамотности и сознательности детей и их родителей.

Педагоги рассказали детям, чем опасны батарейки и как с ними следует обращаться. Ведь в батарейках содержится большое количество вредных для человека металлов… К примеру, никель вызывает дерматит, кадмий поражает почки и легкие, токсичные пары ртути влияют на мозг и нервную систему. Есть технологии, которые позволяют перерабатывать пластик и стекло. Из батареек тоже можно извлечь пользу. В нашей стране единственный завод по переработке батареек находится в Челябинске. Там батарейки измельчают и после долгого и сложного процесса извлекают из них графит, марганец и соли цинка, которые пригодны для вторичного использования. К сожалению, эта процедура очень дорогая. Для наглядности, ученые подсчитали, что одна батарейка может отравить пространство, на котором растут 2 дерева, живут 1 ежик, 2 крота и несколько тысяч дождевых червей. Я принимаю в этой акции активное участие – сдала много батареек и, думаю, что сохранила какую-то часть земли от загрязнения.

В парке нашей деревни я оставляю корм для диких животных, в лесу не мусорю и убираю мусор, оставленный другими. Мне очень нравится ранней весной побелить деревья, которые потом стоят нарядные и, кажется, что листики на них распускаются с хорошим настроением.


Профессий, связанных с природой много: агроном, эколог, лесник, ландшафтный дизайнер, геолог, но мне трудно сейчас сказать выберу ли я одну из этих профессий в будущем. Своим сверстникам для прочтения я бы посоветовала экологическую сказку «Все друг другу мы нужны!» Галины Фадеевой.



АВГУСТ

Семенова Соня, 11 лет - МБОУ "Погранично-таможенно-правовой лицей"

«Я – защитник природы!»

Эссе

Семенова Соня

Природа умеет залечивать нанесенные ей раны. Растительный и животный мир постоянно самовозобновляются. Весной всегда будут цвести цветы и деревья, будут жужжать пчелки и прилетать с теплых краев птицы – всё живое будет радоваться и готовиться к продолжению жизни. Я хочу стать биологом, чтобы помогать природе, защищать её, разъяснять людям, что находясь рядом с деревьями, животными и птицами, мы обретаем радость и счастье.

Читать рассказы о природе и животных писателя Геннадия Снегирёва мне нравится с раннего детства. Думаю, что каждому ребенку, который прочитает такие книги, самому захочется быть добрым, не только любоваться природой, но защищать и оберегать ее.

У Геннадия Снегирева много рассказов. В первом классе я прочитала «Верблюжью варежку» о мальчике, который отрезал кусок хлеба, посолил и отнёс верблюду — это «за то, что он мне дал шерсти», при этом шерсти мальчик настриг с каждого горба понемножку, чтоб верблюд не замёрз. Появилась у мальчика новая варежка - наполовину рыжая. И мальчик с теплотой вспоминает о верблюде, когда смотрит на свою варежку. Рассказ этот мне очень запомнился. Потом я ещё прочитала рассказы «Хитрый бурундук», «Белёк», «Про птиц», «Морская свинка», «Лось» и другие.


Но больше всего мне понравилась книга «Охотничьи истории» и рассказ «Чембулак».

Этот рассказ о верном друге деда писателя, а друг этот – пёс по кличке Чембулак. Автор нам рассказывает о том, что жили они в избушке около ручья, дед его был охотником и часто ходил в лес на охоту. Чембулак всегда шел по следам хозяина. Внук иногда завидовал ему. Дедушка говорил, что Чембулак всё понимает, и даже может рассказать о проделках внука. Пёс любил не только хозяина, но и мальчика. Однажды Чембулак спас его от лося, а потом притащил к избушке брошенные им валенки вместе с лыжами, а ещё, помогал мальчику во всем.

«Собака - друг человека!» - говорят в народе. Я с этим согласна. Злые люди не понимают этого, очень часто обижают животных, издеваются, выбрасывают на улицу... А ведь животным не нужны богатые хозяева, им нужна лишь ласка и хорошее отношение к ним человека. Человеку нельзя быть равнодушным и бессердечным: ведь тот, кто любит природу, не испортит дерево, не сорвет цветок, не разорит птичье гнездо, не будет сливать в реки и озера потоки грязной воды.

Давайте будем добрее к нашей матушке - природе!



СЕНТЯБРЬ

Ковалых Софья, 9 лет - МБОУ «СОШ № 9 им. А. С. Пушкина» г. Пскова

«Я – защитник природы!»

Эссе

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей
внутри природы…
Е. Евтушенко

Ковалых Софья

Почему так важно защищать природу? Потому, что мы не можем прожить без нее. Сегодня природа в большой опасности из-за нас. Отбросы фабрик и заводов загрязняют окружающую среду, да и просто из-за мусора природа погибает, поэтому мы должны ей помочь.

Пусть каждый из нас уберет в своем дворе и станет намного чище. А теперь давайте попробуем вместе! И вот - уже вся улица блестит от чистоты.

Ребятам я хотела бы порекомендовать ознакомиться с книгой «Люби природу» авторов А. Подрезова и Л. Терехова, из которой можно узнать, как еще можно помочь природе, диким зверям и птицам.

Есть люди, профессии которых непосредственно связаны с природой – это лесник, егерь, эколог и даже рыбинспектор. В будущем я бы выбрала профессию эколога. Уже сегодня я собираю использованные батарейки и сдаю их для утилизации в специальном месте.

Давайте будем защищать и беречь природу вместе, и земля станет солнечнее и теплее!




ОКТЯБРЬ

Лебедев Николай, 10 лет - МБОУ «СОШ № 9 им. А. С. Пушкина» г. Пскова

«Я – защитник природы!»

Эссе

Лебедев Николай

Охранять природу в современной жизни нужно обязательно! Человек совершенствует технику, делает свою жизнь комфортной и совсем забыл про свое окружение: зеленые леса, журчащие ручьи, голубые озера, величавые реки с высокими берегами, солнечное небо, чистые городские улицы и убранные помещения. Ведь все это нам нужно хранить и беречь!

сожалению, в лесу часто можно увидеть большое количество мусора, оставленного людьми, очень жалко смотреть на такой неухоженный, замусоренный лес!

Профессий, связанных с охраной природы много: лесник, эколог, егерь, геодезист, оленевод... Но я, когда вырасту, хочу стать инженером-конструктором. Попробую изобрести такую юркую технику, которая поможет поддерживать чистоту за пределами города, и обязательно в лесу.

А сейчас я стараюсь беречь природу: в школе принял участие в акции «Сохраним планету вместе!» - сдал использованные батарейки на переработку. Когда я выезжаю в лес с родителями, мы стараемся собрать обнаруженный мусор и утилизировать его.


Своим сверстникам я посоветовал бы прочитать книгу «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, где главный герой ухаживал за своей планетой, чистил ее, разговаривал с Розой.

"Мы в ответе за тех, кого приручили",- так считает герой книги и я.



 
наверх