Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2016



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта






Баннеры

Псковская область. Информационно-аналитический портал

Псковская лента новостей

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный сайт города Пскова и Псковской городской Думы

Официальный сайт Администрации г. Пскова

Историко-культурное наследие. Официальный сайт Псковской области

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Российская библиотечная ассоциация

Поиск в электронном каталоге СИГЛА

Юридические услуги. Традиционно надежно

Сводный каталог библиотек России в свободном доступе - навигатор библиотечных ресурсов




Календарь профессий

15 АВГУСТА - ДЕНЬ АРХЕОЛОГА



- История археологии и профессии АРХЕОЛОГ
- Работа археологов
- Археолог. Профессиограмма
- Учебные заведения
- Книги и статьи о профессии археолог
- Памятники археологам
- Наиболее яркие открытия в истории археологии
- Писатели-археологи
- Стихотворения об археологах
- Загадка об археологах
- Игры, археологические задачки и кроссворды
- Занимательные археологические вопросы
- Цитаты и афоризмы
- Развивающие мультфильмы
- Мультипликационные фильмы




День археолога - неофициальный профессиональный праздник археологов России, Белоруссии и Казахстана - отмечается 15 августа.

Обычно в этот день проводится «посвящение в археологи».

Версии возникновения этого праздника являются достаточно забавными.

Одна версия гласит, что 70 лет назад в этот день молодые археологи, работавшие на раскопках в Новгороде, захотели организовать собственный праздник. Они предложили руководителю своей экспедиции отметить День рождения коня Александра Македонского, которого звали Буцефалом.
Возглавлял эти раскопки знаменитый учёный А.В. Арцеховский, который согласился с таким необычным предложением.
Затем это празднование стало ежегодным и переросло в профессиональный праздник всех археологов.
Считается, что с того времени данный праздник стал пользоваться большой популярностью и распространился в самые разные уголки нашей страны.

Согласно другой версии, в этот день ежегодно отмечался день рождения выдающегося археолога Т.С. Пассек. Было это в экспедиции 40-50-х годов.

По третьей версии, впервые этот праздник в Советском Союзе отмечался в 1947 году в отряде Волго-Донской археологической экспедиции.

Еще одна версия, касающаяся возникновения данного праздника, гласит, что такая традиция сложилась в СССР в 1930-х годах.
Считается, что инициатором создания этого праздника стал профессор Владислав Равдоникас.
В период с 1934 по 1959 год он являлся руководителем экспедиции на раскопках поселения "Старая Ладога", которые велись в окрестностях Ленинграда. Равдоникас был строгим руководителем и не разрешал участникам экспедиции отмечать различные несерьезные даты. Когда никакого серьезного повода для праздника не нашлось, а молодежи хотелось повеселиться, то стали поздравлять друг друга с Днем археолога.
Телеграммы с поздравительным текстом были направлены в соседние экспедиции.
В настоящее время эти телеграммы хранятся в архиве РАН.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии АРХЕОЛОГ.


История археологии и профессии АРХЕОЛОГ

Археология (в переводе с древне-греческого - "древний" и "слово, учение") - историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Платон
(428 или 427 до н.э. - 348 или 347 до н.э.)

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времён».

После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений.

Дионисий Галикарнасский
(около 60 до н.э. - около 7 до н.э.)

В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

С XVI века термин «археология» употребляется для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Легенды рассказывают, что первым «археологом» была мать римского императора Константина Великого – Елена.
В 326 году она приехала в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.
Экспедиция прошла успешно: при раскопках были найдены три креста и табличка с именем Иисуса.

Профессия археолога была популярна в Древнем Риме и Греции.
Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железном веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники.

В эпоху Возрождения проводились многочисленные раскопки, основной целью которых было добывание античных скульптур.

Первые официальные археологические раскопки относятся к XVIII веку.
Тогда были раскопаны города Геркуланум (в 1710) и Помпеи (в 1748), погребенные под слоем пепла и лавы.

В XIX веке по заказу крупнейших музеев – Лувра в Париже, Британского музея в Лондоне и Египетского музея в Берлине – стали отправляться настоящие научные экспедиции.
Особое внимание археологи уделяли Месопотамии, Египту и Греции. Вместе с учеными искали древние миры и любители.
Самый известный среди них – Генрих Шлиман, который отыскал легендарную Трою.

Генрих Шлиман
(1822-1890)

Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман (1822-1890) - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии.
Генрих Шлиман прославился находками в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, и стал первооткрывателем микенской культуры.
Владел не менее чем 15 языками, включая основные европейские (в том числе родной нижненемецкий язык), русский, арабский, турецкий, персидский, древнегреческий и латинский, дневники зачастую вёл на языке страны, в которой в данный момент находился.
Шлиман опубликовал несколько книг, посвящённых путешествиям и археологии, в 1869 году по совокупности трудов получил степень доктора философии в Ростокском университете.

Уваров А.С.
(1825-1885)

В России археология стала развиваться с середины 19 века, когда археологией увлекся граф Алексей Сергеевич Уваров, исследования которого легли в основу дальнейшего развития науки о древностях - археологии.

В 1848 году Алексей Сергеевич Уваров провёл исследование древностей на юге России и результаты издал на русском и французском языках труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», который принёс ему широкую известность.
В 1851 году участвовал в раскопках на территории древнего Суздальского княжества, где открыл свыше 750 курганов. На основании результатов раскопок написал исследовательскую работу «Меряне и их быт по курганным раскопкам».
В 1857 году учредил Уваровские премии при Академии наук, названные в честь его отца. В это же время Уваров был избран руководителем отдела русской и славянской археологии.
В 1864 году в Москве было учреждено Московское археологическое общество, которое граф Уваров возглавлял до своей кончины.

Археология в современном мире является очень важной наукой, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древних цивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а также знакомит с останками древних животных и растений.
Работа археолога крайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё очень много тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.


Работа археологов

«Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций - эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой ещё тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена».
Немецкий историк Э. Церен



Археологи изучают археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторическую науку.

Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования, к которым относится также и подводная археология.

Одним из видов раскопок являются так называемые охранные раскопки, которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно.

Существует также экспериментальная археология, которая заключается в воссоздании древних технических приёмов, реконструировании орудий труда, предметов быта, оружия и изучение их производительности и других параметров.
Иногда воссоздаётся даже картина всего образа жизни того или иного древнего общества.

Сам по себе каждый найденный объект невозможно рассматривать вне контекста, в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Чтобы установить время создания или использования предмета используют стратиграфический метод (учитывают, в каком слое он лежал, каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и другие методы.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах.


Археолог. Профессиограмма

Читать "Археолог. Профессиограмма" (формат PDF)


Учебные заведения

ПсковГУ – Исторический факультет

Информация для абитуриентов Исторического факультета ПсковГУ:


Кафедра всеобщей истории и регионоведения ПсковГУ осуществляет подготовку:

Бакалавриат:
41.03.01 зарубежное регионоведение
44.03.01 педагогическое образование (профиль «Историческое образование»)
46.03.01 история
51.03.04 музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Магистратура:
41.04.01 зарубежное регионоведение («Интеграционные процессы в Европе: история и современность»)


Книги и статьи о профессии археолог

Археолог : [для мл. шк. возраста] / [текст Э. В. Барякиной ; худож. Е. В. Годес]. - Челябинск : Аркаим, 2007. - [14] с. : цв. ил. - (Когда я стану взрослым; Миллион меню. Для учения и развлечения).

Книга посвящена людям, которые открывают человечеству целые миры, обнаруживают исчезнувшие цивилизации, проводят раскопки античных городов. Люди этой профессии называются археологами.
Книга знакомит с нелёгким трудом археологов, которые ведут раскопки в разных странах не только на земле, но и под водой. В книге имеются 32 окошка, которые сделают чтение очень увлекательным, ведь в каждом из них спрятана интересная информация!


Археолог // Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. - М. : Слово : Эксмо, 2005. – 239 с. : ил.

На С. 12-13 описана профессия археолога, а также содержится стихотворение об археологе.





Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 7 / [науч. ред. В.В. Славкин ; сост. Г.П. Шалаева]. - М. : Ключ-С : Слово : АСТ, 1995. - 445 с.

На С. 189-190 содержится краткое описание науки археологии.




Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 8 / [науч. ред. В.В. Славкин ; сост. Г.П. Шалаева]. - М. : Ключ-С : Слово : АСТ, 1994. - 511 с.

Чем занимаются археологи и что это за наука такая – археология?
Ответ на этот вопрос Вы найдете на С. 205-206 этой энциклопедии.



Затерянные города // Детская энциклопедия. – 2016. - № 6. – 56 с. : цв. ил.

В разное время, в разных местах земли ученые-археологи находили древние города, по каким-то причинам давным-давно оставленные жителями.
В этом выпуске журнала содержится информация об исторических и археологических открытиях, связанных с такими затерянными городами, как- Мачу Пикчу, Ангкор, Копан, Хара-Хото, об отважных людях, которые искали и находили эти города, а также о раскрытых и пока еще нераскрытых тайнах.


Колпакова, О. В. Секреты профессий : [для сред. шк. возраста] / О. В. Колпакова ; [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, [2010]. - 47 с. - (Энциклопедия тайн и загадок).

На С. 12-13 энциклопедии содержится информация, посвящённая истории археологии и профессии археолога.


Крумменерль, Р. Исчезнувшие города : [энцикл. для детей сред. шк. возраста] / Р. Крумменерль ; Нем. Археолог. ин-т ; науч. консультация А. Оеттель, [пер. с нем. Е.Ю. Жирновой] ; ил. Н. Смирнова и Ф. Климта. - М. : Мир книги, 2008. - 45, [3] с. - (Зачем и почему).

Истории человечества уже более двух миллионов лет.
О жизни в далеком прошлом свидетельствуют развалины крепостей и храмов, систем орошения, улиц и домов, а также целых городов. Они переносят нас к будням ушедших культур, многие из которых погибли еще тысячелетия назад.
Ученых, которые проводят исследования этих источников, называют археологами.
В этой книге рассказывается об археологах, которые отправлялись в путь, чтобы в пустынях, джунглях, горах и даже под водой отыскать исчезнувшие города, чтобы совершить удивительные открытия и дополнить историю уникальными сведениями.



Ликум, А. Все обо всем : попул. энцикл. для детей. Т. 3 / А. Ликум ; [науч. ред. Б.М. Дроняев]. - М. : Ключ-С, 1997. - 541 с.

Что такое археология? Ответ на этот вопрос Вы найдете на С. 94-96 этой энциклопедии.




Ликум, А. Все обо всем : попул. энцикл. для детей. Т. 4 / А. Ликум ; [науч. ред. В.В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1995. - 479 с.

На С. 103-104 энциклопедии содержится ответ на вопрос: как археологи узнают, что они находят?



Лопатина, А. А. Секреты мастерства : 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М. : Книжный Дом Локус, 2002. - 350, [2] с.

На С. 27-35 содержится урок 4, посвящённый профессии археолога.
В ходе урока проводится беседа о профессии, слушают и обсуждают сказку Е. Лопатина «Единый язык» и выполняют письменное задание «Древний алфавит».


Моисеева, К.М. Люди ищут забытое царство : рассказы об археологических открытиях / К. М. Моисеева ; [фото Н. Зимина]. - 2-е изд., доп. - М. : Детская литература, 1979. - 142 с.

Книга содержит рассказы о том, как открытия, сделанные учёными, позволяют нам узнать о жизни наших далёких предков, а также о работе археологов, востоковедов, архитекторов и реставраторов.
Эта книга расскажет о том, как был открыт древний город Троя, воспетый Гомером, как погиб город Тейшебаини в древнем царстве Урарту. Вы побываете в шатрах кочевников-скифов, живших на нашей земле двадцать пять веков назад и окажетесь в Помпеях, засыпанных пеплом Везувия.
Путешествие закончится на раскопках древнего Пенджикента среди памятников согдийского царства, рассказавших о далёком прошлом Таджикистана.

Неоткрытые тайны прошлого : энцикл. юного археолога / [авт. текста Г. Тищенко] - М. : Лабиринт Пресс, 2002. - 384 с.

Героиня этой книги — обычная девочка, но живет она не на Земле, а на Марсе.
Отправляясь на каникулы к бабушке на Землю, Юля узнает от своих друзей много интересного о планете Земля, о древних цивилизациях и о тайнах прошлого, которые год за годом открывает перед нами наука археология.
Археологи побывали внутри египетских пирамид, раскопали древние дворцы и лабиринты, подобрали шифр к древним письменам, но некоторые загадки таки остаются неразгаданными.
Эта книга адресована детям среднего школьного возраста, которых интересует история, мировая художественная культура и научная фантастика.

Никитин, А. Л. Над квадратом раскопа / А. Л. Никитин ; [науч. ред. Шнитников] ; рис. О. Рево ; фото авт. - М. : Детская литература, 1982. - 272 с.

Автор - писатель и археолог, рассказывает в книге о своих экспедициях, о раскопках и открытиях и о том, как возникновение новой науки - палеоэкологии позволяет при изучении древних поселений человека понять законы, управляющие биосферой Земли и развитием человечества.
Опираясь на опыт своей работы, автор раскрывает перед читателем те чувства, мысли, ощущения и наблюдения, которые ведут исследователя от археологических находок к постижению объективных законов природы.

Ранов, В. А. Древнейшие страницы истории человечества : кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. / В. А. Ранов. - М. : Просвещение, 1988. - 154, [6] с.

Книга известного советского археолога В. А. Ранова рассказывает о становлении первобытного человека и развитии его орудий труда, о путях расселения человека по нашей планете, кроме того, описаны раскопки самых древних стоянок на территории СССР и открытия, сделанные археологами.


Увлекательная археология // Детская энциклопедия. – 2014. - № 4. – 56 с. : цв. ил.

Во многих музеях мира можно увидеть экспонаты, найденные учеными-археологами на территории Египта в конце XVIII века, в Междуречье, Царстве Шумера и Аккада, Ассирии и Вавилонии в XIX веке.
XIX век оказался богат на важнейшие археологические открытия. Самым значимым стало - открытие легендарной Трои.
Ушедшие цивилизации и теперь таят немало загадок, поэтому археологи продолжают раскопки в Египте, в Междуречье, в Греции и во многих других уголках земли.
Вполне возможно, что сделать новые важные открытия предстоит кому-то из тех, кто возьмет почитать этот выпуск журнала!


Я познаю мир : дет. энциклопедия : История / сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов ; под общ. ред. О.Г. Хинн. - М. : АСТ, 1997. - 508 с.

На С. 7-8 имеются сведения о том, как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом, о науке о древности – археологии и об ученых, производящих раскопки – археологах.


Скоробогатова, А. Раскрывая секреты земли : [о работе археолога] / А. Скоробогатова // Волшебный. – 2015. – № 16. – С. 18-19. – (Дело жизни).


Малов, В. Сколько лет науке о древностях? : [об археологии и археологах] / В. Малов // А почему? - 2011. - № 6. - С. 20-22.


Абекассис, Э. Сокровище храма : роман [16+] / Элиетт Абекассис ; [пер. с фр. Ж. В. Антонова]. - М. : АСТ; Ермак, 2003. - 299, [1] с. - (Bestseller).

Израиль наших дней, давно уже современный и «светский», потрясен убийством знаменитого археолога — убийством, совершенным в полном соответствии с правилами ДРЕВНЕГО РЕЛИГИОЗНОГО РИТУАЛА!
Что это — дело рук маньяка, помешавшегося на иудейских текстах ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ?! Но тогда понять и отыскать убийцу может только один человек — тихий ученый, специалист по древним тайным рукописям…


ЛаФевер, Р. Теодосия и жезл Осириса : [роман : для сред. шк. возраста : 12+] / Робин ЛаФевер ; [пер. с англ. К. И. Молькова]. - М. : Эксмо, 2015. - 397, [1] с. - (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Главной героине книги девочке Теодосии 11 лет. Её мама и папа - египтологи и работают в лондонском Музее легенд и древностей. Всю свою жизнь девочка проводит в этом музее и знает каждый его закоулок, с закрытыми глазами может найти любой саркофаг или мумию... Хотя, честно говоря, их лучше не искать. К тому же она обладает особым магическим даром - видит проклятия, начертанные невидимыми иероглифами на древних артефактах, которые её мама притаскивает в музей в большом количестве. Так что задача Теодосии не только правильно расставлять всякие безделушки по полочкам в хранилище музея, но и противостоять могущественным темным силам.
Из Музея легенд и древностей пропали десятки мумий, и подозрение пало на отца Теодосии. Теперь девочке придется помочь отцу выбраться из непростой ситуации.
А между тем, Змеи Хаоса, члены таинственной и опасной организации, не сидят сложив руки! Что они задумали на этот раз? Какой артефакт им понадобится для претворения в жизнь коварных планов?
Теодосия снова вынуждена спасать мир, да еще и воевать с занудами-гувернантками. Правда, Теодосия считает, что на помощь ей придет друг и союзник Стики Уилл, но так ли это? Похоже, у него свои тайны...


ЛаФевер, Р. Теодосия и изумрудная скрижаль : [роман : для сред. шк. возраста : 12+] / Робин ЛаФевер ; [пер. с англ. К. И. Молькова]. - М. : Эксмо, 2014. - 397, [1] с. - (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Теодосия на собственном опыте еще раз убедилась, что обнаруживать черную магию - сложное и опасное дело.
Когда ее друг, Стики Уилл, затащил Тео на выступление факира Ови Бубу, девочка быстро поняла, что этот артист знает о магии намного больше, чем хочет показать зрителям.
Тем временем в Музее легенд и древностей вновь появляется приехавший на весенние каникулы брат Теодосии - Генри, и неожиданно обнаруживает артефакт, за которым на протяжении столетий охотились алхимики всех стран. Вскоре прибрать артефакт к своим рукам постарается один подозрительный факир в черном плаще...


ЛаФевер, Р. Теодосия и последний фараон : [роман : для сред. шк. возраста : 12+] / Робин Лафевер ; [пер. с англ. К. И. Молькова]. - М. : Эксмо, 2014. - 413, [1] с. - (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Теодосия в сопровождении своей кошки, Исиды, отправляется в Египет, чтобы возвратить на место Изумрудную табличку, на которой записаны ключи к некоторым самым охраняемым в мире секретам. Но вскоре все начинает идти совсем не так, как планировалось, особенно после неожиданного исчезновения нового друга Теодосии… последнего фараона на земле!


ЛаФевер, Р.Теодосия и Сердце Египта : [роман : для сред. шк. возраста : 12+] / Р. Лафевер ; [пер. с англ. К. И. Молькова]. - М. : Эксмо, 2016. - 365, [1] с. - (Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки-археолога).

Когда в музей попал легендарный амулет - Сердце Египта, Теодосии пришлось не сладко. Ведь в этом амулете, найденном в одной из древних гробниц, содержится великое зло и черная магия, которых бы хватило, чтобы стереть Британскую империю с лица земли! Теодосии придется призвать на помощь все свои знания, умения и смекалку, чтобы предотвратить хаос, способный уничтожить не только всю страну, но и изменить привычное течение времени...


Памятники археологам

Памятник Алькею Маргулану

Памятник учёному-археологу Алькею Маргулану в Алма-Ате


Памятник советскому ученому-археологу, филологу, основателю казахстанской археологической школы – Алькею Маргулану (1904-1985) – установлен в Алма-Ате у здания Академии Наук Казахстана.

Автором мощного монумента из кордайского гранита весом в 8 тонн стал казахстанский скульптор Нурлан Далбай.










Наиболее яркие открытия в истории археологии

Читать "Наиболее яркие открытия в истории археологии" (формат PDF)


Писатели-археологи

Александр Вельтман

Александр Вельтман (1800-1870) - российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель.

Александр Вельтман является родоначальником жанра исторического фэнтези, одним из первых в мировой литературе применил приём путешествия во времени.

Редактор и один из авторов «Древностей Российского государства», переводчик «Слова о полку Игореве».


Рудольф Эрих Распе

Рудольф Эрих Распе (1736-1794) - немецкий писатель, поэт и историк, известный как автор рассказов барона Мюнхгаузена, в которых повествование ведётся от его имени.

Кроме большого количества ценных статей по археологии, писатель напечатал первый сборник «Лживых или вымышленных историй» («Lugengeschichten») Мюнхгаузена.


Агата Кристи (1890-1976) - английская писательница.

Агата Кристи

В 1928 году Агата Кристи отправилась в путешествие на Восток.
Сопровождая своего мужа-археолога, она сама стала профессиональным археологом, фотографируя и обрабатывая материалы раскопок.

Ирак, Сирия, Египет дали интереснейшие материалы для Кристи-археолога и Кристи-писательницы.


Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) - русский поэт, лирик, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист, исследователь.

Валентин Дмитриевич Берестов

В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм).
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены профессии археолог.


Стихотворения об археологах

Улыбка

Среди развалин, в глине и в пыли,
Улыбку археологи нашли.
Из черепков, разбросанных вокруг,
Прекрасное лицо сложилось вдруг.
Улыбкою живой озарено,
Чудесно отличается оно
От безупречных, но бездушных лиц
Торжественных богинь или цариц.

Берестов В.
Нет ничего прочней, чем битая посуда.
Что происходит с ней?
С ней происходит чудо.
Хрупка, тонка и стоит слишком мало
Жизнь чашки и горшка, и звонкого бокала.
Зато у черепков, осколков и обломков
В запасе даль веков, признание потомков.

Берестов В.
Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
И, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов.
Кто ответить сможет вмиг,
Что в земле лежит давно?
Ни биолог, ни зоолог,
А, конечно, археолог!
Кто ж нашёл следы столетий?
Кто в историю влюблён?
Кто сложил в витрины
Драгоценности времён?
Это опытные руки
Археологов страны.
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны.

Н. Кончаловская
В руках ланцет и мастерок,
Кистей набор малярных,
А, также множество резцов,
Токарных и столярных!
Готов к работе день и ночь
Отважный археолог,
Весом и значим для него
Любой в земле осколок!
Он точно знает, кто здесь жил
Пять тысяч лет назад,
И был ли этот человек
Бедняк или богат!
Посуда, кости, черепки –
В земле секретов много,
И археологу, друзья,
Важна его дорога!

Археолог

Как много скрыто под землёю,
Что в глубине её лежит
И сколько чудного порою
Земля в себе от нас таит, -

Об этом знает археолог,
Что в почве поиски ведёт.
Предмет какой или осколок
Старинной вещи вдруг найдет,

Он представляет, словно где-то
Владелец этого предмета
Поблизости уже стоит
И с ним во-вот заговорит.

И видится ему картина:
Покрытый шкурами, с дубиной,
Из леса человек идёт,
С охоты мамонта несёт.

О том, как раньше жили где-то
Простые люди, короли,
На всё находятся ответы
У вашей матушки Земли.

Шалаева Г.П.
Он ведет раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной,
И в Сибири вьюжной.
И во всех частях страны
Он предметы старины
Ищет для музеев.
Чтобы ротозеи
Заглянули в глубину –
Как мы жили в старину.
Археолог - это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
На раскопках мы копаем
Вековую пыль глотаем
В глубь веков свой путь ведем,
Может, что-нибудь найдем
Золотую безделушку
Или старую игрушку,
Слиток ценный или клад,
Кто ему был бы не рад?

Загадка об археологах

Он, это каждый знает,
Не землекоп, но все копает.
Копать всю жизнь свою готов
Он ради кучки черепков.

Ответ смотрите в конце страницы


Игры, археологические задачки и кроссворды

Игра «Археология»

Цель: развитие мышечного контроля.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

Задача на сообразительность

Археологическая экспедиция в Египте нашла клад с древними монетами. На каждой из монет было отчеканена дата выпуска: «50 год до н.э.»
Главный археолог, посмотрев на монеты, понял, что это были подделки.
Как он это определил?

Ответ смотрите в конце страницы

Шифрограммы:

Узнайте, какие задачи решаются археологами, прочитав следующие шифрограммы:
1) йинаводелсси хынротаробал и хывелоп еинедеворп, итсонтсем воктсачу хыньледто копоксар еинедеворП
2) хыннад хыннечулоп яицазитаметсис и зилана, волаиретам хынвихра еинечузИ

Ответы смотрите в конце страницы

Кроссворды

Скачать кроссворды (формат Word)

Ответы смотрите в конце страницы


Занимательные археологические вопросы

1) В городах Хараппа и Мохенджо-Даро, загадочно погибших в катастрофе, похожей на ядерный взрыв, археологов поразила разумность их планировки и архитектура строений.
Что позволяло этим городам, находившимся в жаркой и влажной климатической зоне, избегать эпидемий?

2) Согласно сведениям ученых, знаменитый дворец царя Миноса был 7-этажным. И хотя он разрушен, есть надежда восстановить облик трех нижних этажей.
Каким образом?

3) Археологи всего мира с нетерпением ожидают сенсационной находки 50 тысяч мумий времени правления в Египте персидского царя Камбиза, ставшего фараоном.
Каким образом ему удалось всего за 2 дня мумифицировать все свое войско?

4) В районе Алтая и Монголии 2 тысячи лет назад обитало племя пазырык. По одной из мумий археологи идентифицировали вождя племени, страдавшего остеохондрозом и умершего в возрасте 38 лет. На бедрах у него были ярко выраженные костные мозоли.
Что спровоцировало их образование?


Цитаты и афоризмы



Археологи – это детективы прошлого

Разбитая посуда приносит удачу, но только археологам

Археологи отыскивают «черные ящики» истории

Будущее археологии лежит в руинах

Археология состоит из 10% знаний и умений и из 90% совпадений и удач



Развивающие мультфильмы

Мурзилка "Кем быть? АРХЕОЛОГ"

Археолог и его раскопки


Мультипликационные фильмы

Археолог

Лунтик. Серия 421 "Археологи"

Смешарики. Археология


Ответ на загадку об археологах: Археолог.

Ответ на задачу на сообразительность: На монетах никогда не может быть маркировка «… лет до н.э.», т.к. тогда наша эра еще не наступила

Ответы на археологические задачки: 1. Проведение раскопок отдельных участков местности, проведение полевых и лабораторных исследований. 2. Изучение архивных материалов, анализ и систематизация полученных данных.

Ответы на занимательные археологические вопросы: 1. Наличие системы канализационных стоков. Туалеты и души имелись даже в самых скромных домах Мохенджо-Даро. 2. Нужно откопать дворец из-под земли. Именно это помогло части дворца не подвергнуться столь сильному разрушению. 3. Его войско, направлявшееся в Фивы, попало в песчаную бурю при переходе через пустыню. 4. Верховая езда.

Ответы на кроссворды:
Кроссворд №1: 1. Кунсткамера. 2. Антиквары. 3. Генрих. 4. Склеп. 5. Погребение. 6. Клио. 7. Лопата. 8. Курган. 9. Реставрация. 10. Троя.
Кроссворд №2: 1. Археология. 2. Погребение. 3. Кисточка. 4. Реставрация. 5. Раскоп. 6. Мавзолей. 7. Курган. 8. Пирамида. 9. Клады.