Путешествие в мир художественных промыслов России. Часть 1.

Уважаемый Читатель!

2014 год – год культуры в России. Наш друг Болибошка весь год будет путешествовать по российским просторам, и вместе с ним мы побываем в центрах народных промыслов. Земля наша русская испокон веков славилась мастерами, талантливыми людьми, создающими своими руками сказочную красоту. Видеть, чувствовать и ценить красоту надо учиться с детства. «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари. Остановись и ты в изумлении перед красотой…», - писал В.А. Сухомлинский.

Миз художественных промыслов России

Мы живем в мире вещей. Они служат и украшают нашу жизнь. Одни вещи пришли из глубины веков, другие появились недавно, но объединяет их одно – когда-то кто-то их придумал и смастерил. Друг-читатель, давай пригласим родителей, бабушек, дедушек и все вместе, с Болибошкой, отправимся в путешествие по России и познакомимся с книгами, рассказывающими о художественных промыслах России, о людях – творцах! Книги ты можешь взять в библиотеках города.

Нашей дорожной картой будет книга:

Русские художественные промыслы / [отв. ред. М. Шинкарук]. – М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2011]. – 179 с.

В этой замечательной книге собраны интереснейшие статьи об истории возникновения промыслов, о секретах именитых и неизвестных мастеров, о видоизменениях техник и приемов вплоть до наших дней. Мы побываем в Палехе, Федоскино, в Городце, в Хохломской волости… Итак, в путь, желаю нескучного путешествия! Твой Библиотекарь.

Друг-читатель! Рад встрече с тобой в этом году! Ветер Могучей ждет меня, чтобы доставить в село Дымково, что стоит на реке Вятке. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская».

Жил в Дымково ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары, а также и игрушечники, авторы небольших, ярко раскрашенных игрушек. Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольших глиняных шариков с отверстиями получалась то уточка, то петушок, то конек-быстроног.

В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.

И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его и взрослые, и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название – «Свистопляска» или в современное время «Свистунья». От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан — свистоплясы. Это очень древний самобытный вятский праздник, первые упоминания о котором относятся к началу XIX века. Согласно легенде, праздник отмечался как день поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками. Не случайно «Свистунья» первоначально называлась «Свистопляска».

Наши предки начинали праздновать Свистунью с панихиды у Раздерихинского(Вздерихинского) оврага. Утро они посвящали молитве, а днем гуляли и веселились от души: пели песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои, угощались разными лакомствами. К этому дню дымковские мастера заранее готовились: лепили полые глиняные шарики — «шарыши», которые, забавляясь, скатывали по оврагу, и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, лошадей, птиц, делали свистульки. Мастерицы в тайне ходили за глиной. У каждой на том берегу была своя заветная заимка с глиной, которая и жирная, и песка в ней достаточно, приходила, поднимала слой дерна, брала глину и опять тщательно укрывала дерном.

Приходит новая зима, и в Дымкове принимаются за дело. Появляются новые разнообразные игрушки: няньки с детьми, сказочные птицы, нарядные важные барыни…

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.

Проследить всю историю искусства дымковской игрушки на протяжении полутора столетий, познакомиться с авторскими работами мастеров разных поколений и династий можно в книге:

Богуславская, И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. – 332 с.

Мне, Болибошке, понравился рассказ о мастерице Зое Васильевне Пенкиной. В свои знаменитые работы Зоя Васильевна внесла много новых деталей. Она одевала своих барынь в необычные платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками. Высокие пышные прически, шляпы с украшениями, зонтики, сумочки, цветы в руках… Мастерица делает много игрушек на сказочную тему. Создает игровые наборы к сказкам «Теремок», «Красная Шапочка», «Рукавичка» и др. В композиции «Сказка о царе Салтане» впервые возникает огромный златоглавый город.


Дымковская игрушка : наглядно-метод. пособие для педагогов и родителей : альбом для дет. худож. творчества / [ил. Л. В. Грушина]. - М. : Карапуз : Сфера, 2009. – 16 с. - (Наш вернисаж) (Классики).

Мир художественных промыслов России





В книге доступным языком с подробными иллюстрациями рассказывается о том, как слепить дымковскую игрушку, например, из одной основы можно слепить и петуха, и уточку, гуся да индюка.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Разные птички отличаются друг от друга деталями, которые лепятся отдельно и прикрепляются к основе.






Мир художественных промыслов России


Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Как сделать лошадку, оленя, барана да козла также поможет вам подробная инструкция, данная в книге. И как же без знаменитой барышни-красавицы?

Друг-читатель, усаживай свою дружную семью, друзей и начинайте лепить - шарик глины надо раскатать в блин, из блина сделать конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое.


Мир художественных промыслов России





Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д. И начинаем расписывать наши игрушки.

Традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.






Друг-читатель, в далекие времена для росписи использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти. При росписи важно знать значение цвета.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Друг-читатель, раскрась картинки в стиле дымковской игрушки:

Мир художественных промыслов России Мир художественных промыслов России Мир художественных промыслов России

2011 году в кировском здании Союза художников России открылся музей "Дымковская игрушка: история и современность". При музее образована мастерская художниц-преемниц дымковского ремесла, возрождающих традиции русского народного искусства, которые проводят мастер-классы для детей.

Посмотри, друг-читатель, какую «барышню-красавишну» мне подарили! Так что принимайся за дело, в котором тебе помогут книги о дымковской игрушке, они ждут тебя в библиотеках города.

Музей Дымковская игрушка Книги о дымковской игрушке

Интересное о крае дымковской игрушки:

В городе Кирове (Вятка), около областного Театра кукол появилась скульптура, где можно сфотографироваться на память. Скульптурная группа состоит из нескольких бронзовых фигур. Центральное место занимает, пожалуй, самый узнаваемый персонаж дымковской игрушки — барыня. На руках барыня держит младенца — образ Божьей Матери. По правую руку рядом с ней стоит мальчик, играющий на глиняной свистульке, тоже популярной у мастеров поделке. На свистульках играли во время древнего вятского праздника Свистопляске. Слева от барыни на скамейке сидит ее муж и играет на гармони. Дополняют семейную идиллию — собака и кот.
На памятной табличке отлита надпись: «Более 400 лет живет промысел Дымковской игрушки, прославляя родной край на весь мир, храня в себе веру и традиции Земли Вятской...

…Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку.
…Желаешь веселой жизни – дотронься до гармошки.
…Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу».

Памятник Дымковской игрушке Памятник Дымковской игрушке


Малая архитектурная форма «Дерево желаний» имеет размеры: 6 метров в высоту и 5 в обхвате. Разрез ствола украшен прикрепленным ухом, под которым написано “Прошепчи желание и оно сбудется». Автором композиции «Дуб с ухом» стал художник Виктор Селезнев. Работа получилась очень искусной. Многие принимают бетонный ствол дерева за натуральный. На ветвях дерева желаний красуются три сотни «дубовых» листьев, каждый из которых 20-30 сантиметров. Все листья вырезаны лазером из железа, потом прошли ручную ковку и прикреплены к веткам специальными пружинами, благодаря которым, под порывами ветра, листва колышется, как натуральная.

Дерево желаний Дерево желаний


Достопримечательностью Кирова является "Подкова счастья" массой 4 тонны высотой 2,5 метра и шириной 2,3 метра и гранитные именные плитки влюбленных.

Подкова счастья в Кирове


Памятник «Вятская печать», посвященный символике края, представляет собой каменную копию Вятской печати XVI века. Скульптуру печати на свитке бумаги с обозначением даты 1577 придумал и исполнил скульптор-форматор В. Г. Самойлов. На рисунке лицевой стороны печати изображен фрагмент государственной печати Ивана Грозного - эмблема в виде натянутого лука с наложенной на него оперенной стрелой и надписью вокруг "ПЕЧАТЬ ВЯТЬЦКАЯ". Позднее эмблема обрастет другими атрибутами - рука, держащая лук, облако и крест и станет гербом Вятской губернии. «Памятник вятской печати» – уникальный в своем роде проект, аналогов которому в России пока не существует.

Памятник «Вятская печать»

Повезет тому, кто попадет на праздник мастеров народных промыслов «Вятский лапоть» - это фестиваль ремесел. Проводится он в конце июля в посёлке Кильмезь, где активно развивается старинный промысел - плетение из липового лыка лаптей, которые на протяжении многих веков были русской народной обувью. Лапти покупают и в наши дни. Говорят, с помощью них можно вылечить больные ноги. Почему же праздник на Кильмезской земле посвящен именно лаптю?

Дело в том, что в XIX веке в тех краях плели обувь из липового лыка очень высокого качества, поэтому знали кильмезскую обувь по всей России. Местные мастера-умельцы плетут ее и сейчас для съемок исторических фильмов, для походов в русскую баню, а также просто в качестве сувениров. Отсюда, собственно говоря, родился брэнд «вятский лапоть», в честь которого назвали фестиваль в Кильмези. На празднике все гости носят лапти и носят народные костюмы, говорят исключительно и только про лапти.

У Болибошки тоже теперь есть лапти!

Праздник мастеров народных промыслов «Вятский лапоть» Праздник мастеров народных промыслов «Вятский лапоть»



"Лаптевые" загадки от Болибошки

    Инструкция
  1. Как называют мастера, который плетет лапти?
    лаптеплёт
    лапотник
    лычник

  2. Онуча - это:
    кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог
    штаны грубого сукна
    веревки, завязки у лаптей

  3. Плотно, добротно сплетенный лапоть называли:
    луб
    кочедык
    уковыристый

  4. «Сыпь, Матвей, не жалей лаптей!», так говорили:
    о плясуне
    о сеятеле
    о драчуне

    

Если ты правильно ответил на все вопросы о лаптях от Болибошки - приз твой!

 
наверх