Книги о праве для детей

Право – это так сложно… это так просто!

Уважаемые родители и наши юные читатели!

Зачем нужно изучать законы? Люди, чтобы жить между собой по справедливости, дружно и без обид придумали такие правила – законы, знание которых поможет защищать свои интересы, правильно оценивать информацию обо всем происходящем и реагировать на противоправные действия, знать как вести себя в трудной ситуации. О человеке, который соблюдает Правила, говорят, что он - законопослушный гражданин. Именно такими должны быть все люди в нашем государстве. И взрослые и дети.

Книги, с которыми ты познакомишься, помогут увереннее почувствовать себя в этой сложной жизни.

...о своих правах и о том, кто в государстве обязан защищать права детей,
...много полезной правовой информации в доступной форме,
...а также о возможных последствиях тех или иных поступков.



Дети имеют право…


Астахов, П. Я и дорога / Павел Астахов. - М. : Эксмо, 2009. - 128 с. - (Детям о праве).

В день «Последнего школьного звонка» «классная мама» Ася Николаевна предлагает новоиспечённым семиклассникам отправиться в путешествие - в летний лагерь отдыха, а ещё - в страну Законию, которой нет на картах. Жители и гости этой страны не только соблюдают законы, но и изучают их.
Первая губерния в стране Законии называется Дорожная. И губернатор в ней - старший прапорщик ДПС Степан Степанович Степанов, по слухам - дальний родственник известного дяди Стёпы-милиционера. Он знакомит школьников с Правилами дорожного движения.








Астахов, П. Я и магазин / Павел Астахов. - М. : Эксмо, 2009. - 80 с. - (Детям о праве).

В губернии Торговой заправляет всем Клавдия Ивановна - продавщица с многолетним опытом работы. Она с удовольствием рассказывает о правилах, которые необходимо знать каждому покупателю - большому и маленькому: как с умом обращаться с деньгами, с какого возраста можно самостоятельно совершать те или иные покупки, какими правами обладает каждый потребитель... А ещё - как отличить хорошие продукты от плохих и почему чипсы и батончики - не лучшая еда.











Астахов, П. Я отдыхаю / Павел Астахов. - М. : Эксмо, 2009. - 96 с. - (Детям о праве).

Это путешествие школьников - по губернии Привольной. Борис Петрович, помощник депутата Госдумы и юрист - эколог, рассказывает об отдыхе дома, в лесу, на море, за границей. Оказывается, отдых и вседозволенность - вещи абсолютно разные и несовместимые. Так что, где бы ни оказались отдыхающие, соблюдать определенные правила и законы придется каждому.












Астахов, П. Я и семья / Павел Астахов. - М. : Эксмо, 2009. - 80 с. - (Детям о праве).

Путешествие по Семейной губернии - особенное. Раиса Алексеевна, заведующая детским домом, знакомит школьников с их правами в семье, во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками. А ее рассказ о детях, которые остались без мамы и папы и воспитываются в детском доме, вызывает сопереживание и желание им помочь.








Астахов, П. Я и улица / Павел Астахов. - М. : Эксмо, 2009. - 96 с. - (Детям о праве).

По губернии Дворов и улиц юных гостей сопровождает сам помощник прокурора области Алексей Григорьевич. Он не только разъясняет им значения слов «прокурор» «право», «государство», «кодекс», но и рассказывает много случаев из своей практики, об опасностях, которые подстерегают юных жителей на улицах города. Эти знания помогут подросткам стать осторожнее и умнее!











Астахов, П. Я и школа / Павел Астахов. - М. : Эксмо, 2009. - 96 с. - (Детям о праве).

Правила губернии Школьной уже придуманы взрослыми. Но возможно ли изменить их так, чтобы для всех детей учёба стала гораздо привлекательнее? В этом путешествии Ася Николаевна предлагает классу разделиться на две команды. Первая команда готовит проект «Школа моей мечты», а вторая - придумывает «Школу моих кошмаров», в которой никому не захочется учиться. Оказывается, что существующие школьные правила вполне разумны и справедливы, хотя кое-что можно и улучшить.


Права ребенка - доступно и интересно : кн. для чтения / Ю. Г. Пилявец, Б. В. Зыкин, В. С. Овечкин [и др.]. - Псков : Изд-во центра соц. проектирования "Возрождение", 2001. - 76 с.

Права ребенка - доступно и интересно Права ребенка - доступно и интересно

В книге представлены нормы международного права и российского законодательства, закрепляющие права ребенка, даются разъяснения по вопросам реализации и защиты прав детей, содержится материал в помощь педагогу для проведения занятий по изучению прав ребенка. На страницах книги встречаются повторяющиеся рисунки и знаки. Вот, что каждый из них обозначает...

Права ребенка: знаю, реализую, защищаю : кн. для чтения / АНО "Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи"; [Т. Б. Антонова, В. В. Афанасьева, И. М. Волчков ; отв. ред. В. М. Сапогов]. - Псков : ПОИПКРО, 2003. - 107 с.

В книге рассказывается о правах ребенка и что понимается под правовым статусом ребенка. Какие имущественные и личные права имеет ребенок? Есть ли у него право на свободу, на труд? Могут ли несовершеннолетние привлекаться к гражданско-правовой ответственности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в этой книге. В книге есть Приложение, в котором читатель найдет «Конвенцию о правах ребенка».

Прочитав эту книгу, вы сможете ответить на многие вопросы, как, например, на этот: «Какую статью Конвенции нарушает опекун всемирно известного Гарри Потера, когда перехватывает и читает письма, адресованные мальчику?

(Статью 16. Она гласит: «1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. 2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства»).

Права ребенка – это ваши права! : для детей 7-10 лет / [автор текста Наталия Ильинична Элиасберг]. – СПб. : Папирус, 1997. – 63 с.

Права ребенка – это ваши права Права ребенка – это ваши права

Книга в доступной форме знакомит школьников с правами детей, закрепленными в Конвенции о правах ребенка. Информация на страницах книги будет интересной и полезной – поможет лучше определять свои действия и поступки, а также оценивать отношение к вам других людей. На полях книги содержатся вопросы и задания, отвечать и решать которые интересно будет с родителями.


Шабельник, Е. С. Ваши права : кн. для учащихся нач. классов / Е. С. Шабельник, Е. Г. Каширцева. - М. : Вита-Пресс, 1995. - 64 с.

Данная книга является оригинальным изложением Всеобщей декларации прав человека. Своеобразность подачи материалов позволяет в легкой, интересной и занимательной форме познакомиться с основными правами и свободами, научиться применять их в жизни. К каждой статье Декларации прилагается иллюстрация, посвященная героям литературного произведения, которая поможет понять и запомнить содержание статьи. Например, Статья 4 гласит: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах». Как вы думаете, какая сказка иллюстрирует эту статью? (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Ребята, поверьте, что после прочтения этой книги вы будете размышлять о нарушении или торжестве каких Прав Человека идет речь в любой сказке, рассказе, повести.

Шабельник, Е. С. Права ребенка : учеб. для нач. кл. / Е. С. Шабельник. - М. : Вита-Пресс, 1998. - 56 с.


Учебник в интересной и занимательной форме знакомит младших школьников с Декларацией прав ребенка. Оригинальность изложения материала, разбитого на 20 уроков, позволяет организовать занятия в форме дискуссии, помогает детям осознать свои права и обязанности в обществе, дает возможность рассмотреть различные варианты решения нравственных и правовых проблем. В каждом из 20-ти уроков, одно и то же право изложено в двух вариантах. Один из них отражает Декларацию ООН, а другой написан от имени умного, но коварного персонажа – Бабы Яги. Надо выбрать вариант и объяснить, почему сделан такой выбор.

В книге, как и полагается, после уроков следуют «переменки», во время которых, можно поиграть и повеселиться с помощью загадок, шифровок и других заданий на сообразительность. Вот одно из заданий: на этих картинках зашифрованы известные русские пословицы. Перед вами две задачи: 1) назвать эти пословицы; 2) рассказать эпизод из своей жизни или из жизни других ребят, иллюстрирующий любую зашифрованных пословиц.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол
На воре шапка горит
Дареному коню в зубы не смотрят
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

Права ребенка Права ребенка
Права ребенка Права ребенка

Болотникова, Н.А. Для подростков, состоящих на учете / Н. А. Болотникова. - Псков : Возрождение, 2002. - 108 с.




В книге дана информация о правовом статусе ребенка, поставленного на учет в милиции, системе работы с ним сотрудников органов внутренних дел, представлены нормы российского законодательства и международного права, закрепляющие социальные льготы, гарантии и права подростков, даются разъяснения по вопросам реализации и защиты своих прав и законных интересов.









Волков, В. М. Как избежать беды. Советы подполковника милиции детям : кн. для чтения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" / Владимир Волков. - М. : Вита-Пресс, 2003. - 79 с.



В увлекательной форме, опираясь на многочисленные примеры из милицейской практики, автор книги рассказывает о двух бедах, подстерегающих школьника: - первая беда – он может стать жертвой преступника. А злодеев, посягающих на детей, в наши дни развелось немало: тут и вымогатели, и хулиганы, и похитители, и распространители наркотиков, и сексуальные маньяки; - вторая беда – подросток может сам пойти по преступной дорожке.

В книге приведены советы, как вести себя, чтобы не попасть в опасную криминальную ситуацию и не оказаться среди нарушителей закона. В основе историй, которые предлагаются вниманию ребят, лежат реальные события.




Волобуев, А.Н. Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей / А. Н. Волобуев. - М. : ЛексЭст, 2004. - 142 с. - (Правовое просвещение в школе).



Считается, что современные дети изрядно информированы во многих областях знаний… Но как часто при этом они остаются в неведении о самых необходимых в жизни вещах. Как больно ударяет иногда это незнание по человеку, какой высокой ценой искупаются ошибки! Уголовное право – это серьезно, это та сфера, где наивное «а я не знал, что так нельзя» не освобождает от ответственности.

В книге автор рассказал о важном и сложном просто, доверительно, с юмором, без скучного назидания. А. Волобуев обращается к известным литературным персонажам, авторитетным личностям, историческим фактам, разъясняя сущность неукоснительных запретов и последствий их нарушений.


Свобода-это рай : комикс : история, рассказанная подростками, отбывающими наказание... / [худож. А. Устинов]. - М. : Самокат, 2008. - [40] с.

Эту очень простую историю сочинили не учителя, чтобы поучать, не воспитатели, чтобы воспитывать, не родители, чтобы пугать. Ее рассказали сами ребята, только изменили имена. Остальное – правда. История о том, как мелкая шалость перерастает в преступление и наступает уголовная ответственность – лишение свободы.

Свобода – это когда творю что хочу?
Воля – это когда мне никто не указ?
Прочитайте эту книгу, и вы поймете истинное значение таких понятий, как «свобода» и «воля».

 Как избежать беды и не стать нарушителем закона?  Как избежать беды и не стать нарушителем закона?

Книга о правах человека = Le livre des droits de l'homme : [для мл. и сред. шк. возраста : пер. с фр. / предисл. Р. Бадентера и В. Лукина ; ил. Ж. Дюэм]. - М. : КомпасГид, 2010. - [31] с. - (Гражданин Мира).

Книга о правах человека Книга о правах человека

Как рассказать детям - деятелям и гражданам будущего - о правах человека понятно и интересно? Два человека - художница Жаклин Дюэм и правозащитник Робер Бадентер объединились и создали "Книгу о правах человека". Жаклин Дюэм - королева французской детской иллюстрации. Благодаря таланту Жаклин, оригинальный текст Декларации наполнился цветом и ожил. В каждой статье поселились замечательные герои, необычные животные и фантастические цветы. Сухие слова превратились в сказку. Сказку, которая должна стать понятной и близкой реальностью для сегодняшних детей - завтрашних мужчин и женщин. Эта книга подходит для чтения в кругу семьи - и детям, и взрослым одинаково полезно знать свои права.



Лопатина, А. Права детей в сказках, рисунках и вопросах : правовое воспитание детей / А. Лопатина, М. Скребцова. - М. : Амрита-Русь, 2008. – 141 с.

Эта настоящая книга для семейного чтения. Небольшие эссе, стихи и сказки в увлекательной форме расскажут о появлении и развитии ребенка в семье. Творческие вопросы и задания помогут обсудить с малышами многие социальные проблемы. Истории о правах детей написаны простым, понятным детям языком. Они рассказывают о глубоком, серьезном значении прав в жизни ребенка.

Авторы сознательно выбрали такой способ изложения, который будет доступен маленьким гражданам. Он позволяет не только передать информацию, но и осмыслить ее вместе с ребенком.

При этом все истории рассказывают о действительно существующих правах детей и правовых документах, их защищающих. Таким образом, книга поможет взрослым самим познакомиться и познакомить малышей с их юридическими правами.



Мы все рождены свободными : всеобщая декларация прав человека в картинках : [для мл. шк. возраста / пер. с англ. М. Кадетовой]. - М. : КомпасГид, 2011. - [66] с. - (Гражданин мира).

Все люди на планете должны быть защищены Всеобщей декларацией прав человека. Где бы мы ни жили, кем бы ни были – это наши права, и никто не может у нас их отнять. Веря в эти правила, действуя в соответствии с ними, обещая никогда не нарушать их, мы делаем мир лучше. Мы сами становимся лучше. Если подумать, это не так уж сложно, правда?

Мы все рождены свободными Мы все рождены свободными

«Мы все рождены свободными» - это уникальная книжка-картинка: специально для маленьких Граждан Мира текст Декларации сделан более доступным для понимания, все 30 статей проиллюстрированы известными детскими художниками.

Наш мир и наши права : что нужно знать о правах человека школьникам мл. и сред. кл. : пособие для учителей, разработанное Amnesty International. - М. : КомпасГид, 2013. - 160 c.

Учебно-методическое пособие включает 30 пошаговых планов уроков, посвященных обсуждению Декларации прав человека, истории, литературных произведений, а также материалы для копирования, советы по проведению уроков и списки дополнительных источников. Кроме того, пособие включает в себя множество иллюстраций, карточки правозащитных организаций и много другой дополнительной информации, которая поможет учителям рассказать детям 6-13 лет о правах человека и о том, как применять полученные знания в жизни.

При самостоятельном чтении учебник расскажет о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, их значении и ценностях; о взрослении; нравственности и гражданской позиции; образовании и родной речи. Это издание может стать книгой для чтения в кругу семьи. Предлагаем попробовать на примере одного урока.

Наш мир и наши права Наш мир и наши права

Процесс совместного изучения прав человека поможет ребенку почувствовать себя самостоятельным, а также сблизит детей и их родителей. Совместное творчество поможет лучше узнать друг друга. Переводом на русский язык, переработкой и адаптацией учебника для России занимались местное отделение Amnesty International и издательство "КомпасГид". Предисловие написал уполномоченный по правам человека в нашей стране Владимир Лукин.

Наш мир и наши права Наш мир и наши права Наш мир и наши права

Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка : практ. пособие для работников дошк. образоват. учреждений. - М. : АРКТИ, 2004. - 84 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).


В пособии представлен основанный на практическом опыте авторов материал по ознакомлению дошкольников с правами ребенка, в том числе: конспекты занятий, разработанных на основе соответствующих статей Конвенции, а также игровые задания, совместные с родителями мероприятия, работа вне занятий, работа с кадрами и родителями. В Приложениях – материал для консультаций педагогов и родителей, анализ комплексных анкет - опросников, сценарии совместных с родителями мероприятий.

Представленный на последних страницах альбом «Ребенок имеет право…» поможет закрепить полученные детьми представления о правах ребенка. Каждое право иллюстрируется примером из жизни сказочных персонажей – животных, наделенных человеческими качествами.

Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах ребенка


Изучаем свои права. 1-4 классы : внеклас. мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 127 с. - (Внеклассная работа в начальной школе). - Библиогр.: с. 126.

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права. Наша жизнь настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребенок, получив базовые знания на занятиях по праву, более легко сможет ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будет подготовлен к изучению правоведения более глубоко и в деталях. Такие занятия, особенно в нетрадиционной форме, обязательно принесут детям много пользы. Формы для проведения мероприятий правового характера представлены в основном:
• театрализованными представлениями;
• инсценировками;
• информационно-познавательными программами;
• литературно-музыкальными композициями и др.

Разработки информационно-познавательных занятий и программ помогут учителю в доступной для детей форме познакомить их с основными положениями «Конвенции о правах ребенка» и некоторыми статьями «Всеобщей декларации прав человека». Пособие предназначено учителям, воспитателям групп продленного дня, библиотекарям, вожатым.

Словарь терминов к курсу «Права человека. 5-9 классы». – М. : Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 2000. – 48 с.

Изучая курс «Права человека» школьники встретят немало новых для детей терминов и понятий, и чем раньше дети познакомятся с ними, начнут понимать их значение, тем проще им будет ориентироваться в повседневной жизни, в том огромном объеме информации, который является характерной чертой нашего времени. Словарь включает актуальную учебную информацию по основам правовой культуры.

Издание состоит из четырех разделов:
«Человек. Естественные права человека»;
«Терпимость к различиям. Толерантность»;
«Основные права и свободы»;
«Права человека, общество и государство».



Сто уроков по правам ребенка : учеб.-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. - Минск : Университетское, 1999. - 171 с.




Построение цивилизованного государства с гуманными общественными отношениями невозможно без признания самоценности личности, уважения прав каждого человека, приоритета личности перед государством, иными словами, без правовой культуры. Потребность жить в правовом обществе, сформированная с детства, найдет свое продолжение в зрелом возрасте.

Основные задачи предлагаемого пособия, формирование у учащихся правовой культуры, т.е. осознанного усвоения





Шнекендорф, З. К. Младшим школьникам о правах ребенка : пособие для учителя / З. К. Шнекендорф. -
М. : Вита-Пресс, 1997. - 48 с.

Пособие предназначено учителям, ведущим занятия с учащимися младших классов по книге Е.С. Шабельник «Права ребенка». C книгой можно познакомиться на этой же страничке в разделе "Права ребёнка - доступно и интересно!"

Может быть использовано воспитателями детских садов, родителями, широким кругом читателей. В методических рекомендациях дается информация, которая поможет учителю обогатить содержание уроков, бесед и других форм работы с учащимися по данной тематике.

С этой целью в методические рекомендации включен и специальный раздел «Проблема отношений «учитель – ученик» в свете основных положений Декларации и Конвенции». Он призван обратить внимание учителя на негативные явления, имеющиеся в школе, и их влияние на атмосферу общения как учителя, так и ученика.