Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









СПИРИДОН-СОЛНЦЕВОРОТ

Коринфский Аполлон Аполлонович (1868 - 1937) - поэт, прозаик, переводчик, этнограф, собиратель фольклора.

(1901г. - адаптированный вариант с сохранением авторской орфографии)

Спиридон - солнцеворот

Двенадцатое декабря (старый стиль, по новому 25 декабря) - день, посвященный Православной Церковью памяти святого Спиридона, в неписанном народном дневнике является отмеченным совершенно особыми приметами-поверьями, присвоенным исключительно ему. Это — день, когда, по старинному преданию, приближающему к действительности — "солнце поворачивав на лето, а зима — на мороз".

Поэтому-то всегда непременно к имени воспоминаемого в этот день святого и присоединяются прозвища: "солноворот", "солнцеворот", "поворот" и т.п. "На Спиридона-солновороте медведь в берлоге поворачивается на другой бок!" — говорил деревенский люд. — "После солноворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня!" — прибавляет он к этим словам, выводя такое заключение из своих непосредственных наблюдений над обступающей его быт природою.

Эти же самые наблюдения заставляют его повторять каждое 12-е июня (ст.стиль), в день "Петра-капустника-поворота" (св.Петра Афонского) приметы: "С Петра — солнце на зиму, а лето на жары!", "Солнце с Петра-капустника укорачивает ход, а месяц идет на прибыль!" 24 июня (ст.стиль), на Иванов день, совершается, — говорят в народе, — первый торжественный выезд солнца в далекий зимний путь: дни с этой поры начинают уменьшаться, а ночи — прибывать все заметнее.

По одному старинному сказанию — солнце, выезжая с зимнего на летний путь, не знает расстилающейся перед его огненными взорами новой дороги. Дева-Заря (богиня) ведет его по небу, каждым утром умывает его росой до тех пор, пока она выступает на земной растительности. Другое сказание говорит, что с лета на зиму поворачивает "колесо солнца красного" бог-громовик — Перун, отождествленный впоследствии с грозным Ильею-пророком, объединившим в себе, по народному представлению, главнейшие особенности языческих божеств древнеславянского Олимпа.

По словам этого сказания, призванный повернуть солнцево колесо и освежить удушливый летний воздух, Перун совершает этот подвиг во мраке ночи. На темном небе по его воле загораются-расцветают яркие огненные цветы молний. Тучи и реки озаряются блеском "грозового пламени"; дубравы бьют челом Матери-Сырой-Земле, потрясаемые грозной бурею. Громовые стрелы разбивают облачные горы, открывая затаенное в их подземных скрынях золото солнечных лучей. Все это неизменно сопровождается целым вихрем буйных плясок, игр и песен злых духов.

Выехавшее в зимний путь солнце, что ни день, теряет свою плодотворную силу, оживляющую недра земные. Блекнет зеленый наряд природы, замолкают одна за другою певчие птицы, зреет и снимается с полей хлеб, засеваются новые озимые поля, собирается в отлет и покидает Русь перелетное птаство, засыпают на зимнюю пору мухи, свертываются клубками и также засыпают змеи. И вот матушка-зима появляется на земле во всей суровой красе своей, со вьюгами-заметями, ледяными мостами, сугробами сыпучими, морозами трескучими. Злые силы, затемняющие силу света солнечного, забирают на земле все в свою власть, заставляющую даже и не особенно зябкого человека прятаться-хорониться в хату от стужи и согреваться искусственным теплом. Неприветливым-затуманенным взором смотрит на землю небо, все реже и реже освещаемое солнечыми лучами, как будто и само красное солнышко собирается в эти покоренные зимой студеною угрюмые дни если не умереть, то заснуть тяжелым, полным зловещих сновидений томительным сном.

Наступает, однако, и конец росту силы-власти ворогов света и тепла, — приходит на землю Спиридон-солноворот. И словно возрождается светило светил небесных. По древнему, не отжившему и до сих пор своего века на Руси поверью, рядится красное солнышко в праздничный сарафан свой, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится на свою телегу, запряженную лихой тройкою — конями серебряным, золотым и алмазным — и поворачивает их на летнюю дорогу. Чем ретивее погоняет оно своих коней, тем трусливее поджимают хвосты демоны мрака, чувствуя, что приспевает конец их своевольничанью на Святой Руси.

Солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, — хотя и говорит народ, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только "на куриный шаг", или даже и того менее — "на гусиную лапу". Радуясь победе источника света над силами тьмы, наши отдаленные предки разжигали по горам и пригоркам костры. Даже и теперь в некоторых местностях сохранился в деревенской глуши обычай чествовать первый поворот солнца зажиганием костров в ночь на 12 декабря, — хотя, обыкновенно, справляют этот переживший века обычай старины в другое время: в ночь под Рождество, под Новый год или в крещенский сочельник.

Весь декабрь-месяц считался в старину месяцем благотворного возжигания солнца всемогущим Перуном-громовником на радость всему жаждущему тепла и света на земле. В малорусских и белорусских местностях, где долее, чем где бы то ни было на Руси, сохранялись древние народные обычаи, еще не так давно — в весть предстоящего торжества солнца — варилось к Спиридонову дню пиво, и затем, начиная с этого числа, откладывалось ежедневно по одному полену дров. Накануне Рождества Христова, — когда набиралось двенадцать отложенных полен, — ими, с благоговейной молитвою, затапливалась печь на святой вечер.

В XVI - XVII столетиях на Москве Белокаменной поворот солнца ознаменовывался наособицу и в царских палатах. По свидетельству бытописателей старины, в день св.Спиридона представал из года в год "пред светлые очи государевы" звонарный староста московского Успенского собора, смиренно бил царю челом и докладывал про то, что "отселе возврат солнцу с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется". Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами (выдавалось, обыкновенно, двадцать четыре серебряных рубля). На летний солноворот (12 июня) тот же самый докладчик приносил в царские палаты весть, что "отсель возврат солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает". За эту прискорбную весть его немедленно запирали, по указу цареву, на целые сутки в темную палатку на Ивановской колокольне.

В настоящее время (1901 г.) большинство обычаев и поверий, связанных с поворотом солнца, относится к летнему времени, когда они переходят в непосредственную связь с суеверными представлениями народа, обступающими ночь под Ивана Купалу, и с купальскими празднествами вообще.

Со Спиридонова дня зима, по крылатому слову старых людей, ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек — топить печи. К этому добавляется поверье о том, что, "если зима ходит в этот день по полю, то за ней вереницами идут метели и просят себе дела". Если на повороте солнца заглянет она в лес, то непременно осыплет деревья инеем; "по реке идет", — говорят о ней в народе, — "под следом своим кует воду на три аршина".

Народные приметы гласят, что с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он "до сорока мучеников" (до весеннего равноденствия). Они же уверяют и современного (1901г.) русского простолюдина-землепашца в том, что, "если (в этот день) цена упадает на хлеб, то он будет дешев". Бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливают кур гречихой на Спиридона "из правова рукава, чтобы раньше неслись". Садовники, отряхивая заваленные снеговой заметью яблони, приговаривают: "Спиридонов день, подымайся вверх!" Это делается с той целью, чтобы предохранить плодовые деревья от пагубного для урожая нападения прожорливых червей по весне.

В деревенской глуши в день св.Спиридона выбегает за околицу веселая детвора — мал мала меньше — и начинают ублажать солнышко поскорее повернуться.

"Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно-солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!.."

Так приговаривают-поют ребята за околицею. Если выдастся вёдро, то отсюда они, всей гурьбою, отправляются на гору и начинают катать с нее колесо (прообраз солнца), которое, наконец, сжигают, под веселые крики над прорубью на реке. И тут находятся у них особые припевы, подсказанные им памятливыми ко всякой старине дедами и бабками.

"Покатилось колесо с Новагорода,
Со Новагорода и до Киева,
Со Киева ко Черну-морю,
К Черноморью ко широкому,
К широкому ли, глубокому,
Колесо, гори-катись
Со весной красной вернись!.."
— подпевает веселая детвора, чуящая, что скоро опять будет и на ее улице праздник.

В некоторых местностях (например, в Ртищево-Каменской волости Симбирского уезда) эта не лишенная своеобразной красоты ребячья песенка заменяется другою:

"Спиридон-свет-поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несёт,
Красно солнышко зовет,
Ко святой Руси ведет...
Разгорайся, солнце красно,
Ты на свете не погасло!"

И если — как бы в ответ непоседливой детворе — играет-пляшет своими лучами в Спиридонов день солнышко, — то, — говорит приметливый деревенский люд, — быть ясным дням на веселых Святках. А если с этого дня вплоть до 16 декабря будет висеть на ветвях древесных иней, то Святки придут на Русь не только ясными, но и теплыми, — хотя со Спиридона-солноворота и поворачивает зима — "на мороз"...


 
наверх