Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2019



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









Никола Зимний

Икона Николая Чудотворца над Никольскими воротами. Изборск.

19 декабря - День Святителя Николая Чудотворца


Коринфский Аполлон Аполлонович (1868 - 1937) - поэт, прозаик, переводчик, этнограф, собиратель фольклора.

(1901г. - адаптированный вариант с сохранением авторской орфографии)

Никола Зимний

"ЗИМА — ЗА МОРОЗЫ, а мужик — за праздники!", "Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!" — говорят на посельской-попольной Руси.

Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается шестого декабря (по старому стилю) зимним Николиным днем ("Зимним Николою"). Хоть, — как уже говорилось выше, — великомученица Варвара, по представлению народной Руси, "мосты домащивает", а за нею святой Савва "гвозди вострит, да "реки салит", — а все-таки, — добавляет деревня, — "Хвали зиму после Николина дня!" Но одновременно с этим можно услышать в народе и другие поговорки-приметы, вроде таких, как: "Коли на Михаилов день зима закует, то на Николу раскует!", "Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять!" и т.д.

Зимний Никола ведет с собою Никольские морозы — дожидаючись которых, говорит деревенский люд в позднозимье: "Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!" — "Привезли зиму на санках до Николы, — вот тебе и жданная оттепель!" — проносится молвь по народу в ранние зимы, когда чуть ли не с самого Покрова не скидает белоснежной шубы с могучих плеч своих земля-кормилица. Богат народ русский силой-мочью богатырскою, но не беднее он и кудреватой речью крылатою: что ни шаг у него, то свое цветистое слово наособицу. И нет конца, нет смерти-забвенья этим словам: исстари веков зародятся — до скончания века живут! Не берет их, что называется, ни холодом, ни голодом, ни каким бы то ни было другим попущеньем.

Св.Николая-чудотворца зовет люд православный великим угодником Божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом. Но наиболее всего прибегает русский народ под покров "Николы", путешествуя на водах. С Николой-угодником связано имя покровителя морей и рек. На него с течением времени перенеслось стародавнее представление древнего славянина-язычника о Морском Царе. Чудеса, совершенные им, по словам жития его, на море, дали народу повод к объединению их с чудодейными свойствами древне-языческого божества, повелевавшего морскими пучинами. По верованию, внушаемому учением Православной Церкви, молитвами св.Николая усмиряются волнения моря, по его светозарному слову — затихают грозные водяные бури.

В старинной новгородской былине о "Садке, богатом госте, и Царе Морском" упоминается об этом свойстве великого угодника Божия. Разыгрался на гуслях Садко, в подводном дворце владыки поддонного сидючи; расплясался под его игру гусельную Царь Морской, и поднялась на море буря великая — что ни час, то грознее. Но вмешался тут Николай-Угодник; "Гой еси ты, Садко-купец, богатый гость!" — обращается он явившись во сне, к гусляру подневольному:

"А рви ты свои гусли звончаты;

Расплясался у тебя Царь Морской,

А сине море всколебалося,

А и быстры реки разливалися,

Топят много бусы (лодки), корабли,

Топят души напрасные..."

Послушался Садко, "изорвал он струны золотые и бросает гусли звончаты, перестал Царь Морской скакать и плясать: утихло море синее, утихли реки быстрые".

Николе-угоднику дана Миродержцем, по народному представлению, власть надо всеми темными силами, скрывающимися в бездне подводной от силы веры во Христа Спасителя и святых Его. В преданиях балканских славян (сербов, болгар и др.), передается, что по окончании мироздания, при дележе вселенной между силами небесными, Бог-Саваоф передал св.Николаю-чудотворцу — в его полную власть — "все воды и броды".

У нас, на Руси, с незапамятных пор слывет Никола в народе "морским" и "мокрым". Последнее прозвище укрепилось за ним и не только потому, что его молитва спасает плавающих по водам, но и оттого еще, что он держит в своей властной руке и воды подземные. Влага, выступающая из-под земли и спасающая поля от засухи, поднимаясь в виде испарений и снова падая на грудь земную дождем, в некоторых местностях признается даром св.Николая чествующему его народу-землепашцу. Потому-то и оставляется во многих селах на сжатой ниве горсть колосьев "на бороду святому Николе" — обычай, в большинстве случаев связанный с почитанием Ильи-пророка.

Шестого декабря, по преданию, Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя ее — обыденкой — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы, как огня-молнии Ильи-пророка, боящиеся сурового взгляда очей св.Николая.

Существует и до сих пор еще бродит в народе, обок с каликами-перехожими и памятливыми "сказителями" старых былей и небылиц, любопытный сказ о состязаньи Николы-угодника с Ильею-громовником. В давние времена, — повествует перенесший этот сказ из уст народа на печатные страницы своих "Поэтических воззрений славян на природу" А.Н.Афанасьев, — жил-был мужик, Николин день завсегда почитал, а в Ильин нет-нет, да и работать станет; Николе-угоднику и молебен отслужит, и свечу поставит, а про Илью-пророка и думать забыл. Вот раз как-то идет Илья-пророк с Николою полем этого самого мужика, идут они да смотрят — на ниве зеленя стоят такие славные, что душа не нарадуется. "Вот будет урожай, так урожай!" — говорит Никола. — "А вот посмотрим!" — отвечает Илья: "Как спалю я молнией, как выбью градом все поле, так будет мужик правду знать да Ильин день почитать!" Поспорили и разошлись в разные стороны. Никола-угодник сейчас к мужику: "Продай, — говорит, скорее минскому попу весь хлеб на корню; не то ничего не останется, все градом повыбьет!"... Мужик послушался. Прошло ни много, ни мало времени: собралась-понадвинулась грозная туча, страшным градом и ливнем разразилась она над нивою мужика, весь хлеб — как ножом срезала. На другой день идут мимо Илья с Николою, и говорит Илья: "Посмотри, каково разорил я мужиково поле!" А Никола-угодник — в ответ ему, что хлеб де мужиком давно на корню продан. "Постой же, — я опять поправлю ниву, будет она в двое лучше прежнего!" Никола опять к мужику и заставил его выкупить побитое поле. Меж тем, откуда что взялось — стала мужикова нива поправляться: от старых пошли новые, свежие побеги. Дождевые тучи то и дело носятся над полем и поят землю: чудный уродился хлеб — высокий да густой, сорной травы совсем не видать, а колос налился полный-полный, так и гнется к земле. Пригрело солнышко, и созрела рожь — словно золотая стоит в поле. Много нажал мужик снопов, много наклал копен, уж собрался возить да в скирды складывать. На ту пору идет Илья с Николою: узнает Илья, что поле мужиком выкуплено, и говорит: "Постой же отыму я у хлеба спорость! Сколько бы ни поклал мужик снопов, больше четверика зараз не вымолотить!" — Никола-угодник идет к мужику и советует ему, во время молотьбы, больше как по одному снопу не класть на ток. Стал мужик молотить, что ни сноп, то и четверик зерна; все закрома, все клети засыпал рожью, и все еще много остается; пришлось строить новые амбары...".

Св. Николай-чудотворец представляется воображению народа то в образе "доброго деда" (Никола Милостивый), то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающею "походочку" Микулы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. Ему приписывается не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и многое другое.

"Кому на ком жениться, тот в того и родится!", — говорит старинная русская пословица. "Всякая невеста — своему жениху невестится!", — дополняет ее смысл другая, равнозначащая с целым рядом ей подобных, вроде: "Суженого конем не объедешь!" , или "Сужено ряжено — не объедешь в кузове" и т.д. И вот верующий в заступничество Николы-Милостивого деревенский люд наделяет его силою "связывать судьбу суженых". Отсюда-то и проистекает соблюдающийся людьми, твердо памятующими старину, обычай служить после свадебного сговора молебствие Николе-угоднику о благополучии брачующихся. "Смерть да жена — Богом суждена!" — по убеждению народной мудрости. "Судьба придет, по рукам свяжет". И простолюдин, решающийся на такой важный шаг жизни, прежде всего вспоминает о своем могучем заступнике.

Вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом, приписывает народ св. Николаю-чудотворцу участие в перевозе душ христианских через реки огненные, отделяющие пределы земные от мира загробного. Среди благоуханного рая, под густым навесом "Племенитого лавра", распустивщето во все стороны света белого свои ветви золотые с листьями серебряными, "на святом ложе", усыпанном пестрыми цветами духовитыми, лежит-почивает "святой отец Никола". Приходит к нему, - говорит сказание, — Илья-громовый. "Вставай, Никола, пойдем в лес, построим корабли и давай перевозить души с того света на этот!" Это предание повторяется с одинаковой точностью у всех славянских народов, — что является явным доказательством нерушимой духовной связи даже у разъединенных судьбами единокровных братьев.

Уделив св. Николаю-чудотворцу обширное место в области своих чудесных сказаний, окружив его имя вереницею обычаев и поверий и рассыпав вокруг него яркую россыпь пословиц, поговорок и всяких речении, народ не забыл о нем и в своих заговорах. Вот один из последних (самый немногословный): "Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье уста и язык на раба Божия (имярек) зла не мыслити. Михаило-архангел, Гавриил-архангел, Никола-милостив! Снидите с небес и снесите ключи и замкните колдуну и колдунье, ведуну и ведунье и упырю накрепко и твердо. И сойдет Никола-милостив, и снесет железа и поставит от земли до небес, и запрет тремя ключами позолоченными, и те ключи бросит в окиян-море; в окиян-море лежит камень алатырь: тебе бы, камню, не отложаться, а вам ключам не выплывать по мое слово!"...

"У того ли, у Николы можайского,

Те мужики новгородские соходилися,

На братчину, на Никольщину,

Начинают пить канун, пива ячные"...

Так пелось в старинной песне, занесенной Киршею Даниловым в его "Древние русские стихотворения". "Никольщина-братчина" справляется и в настояще время, в некоторых местностях, преимущественно в северных губерниях. Это — "обетный" праздник, готовясь ко встрече которого, варят всею деревней, на общий счет, пиво, распиваемое до последней капли в один день (кроме "Николы зимнего" это блюдется и в некоторые другие праздники). В старину на Николу приносили "мужики новгородские" к обедне в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное — шло на угощение съезжавшихся и сходившихся на братчину. "На братчину ездят незваны!", "Братчина судит, ватага — рядит!" — говорят в народе. — "На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзья будут!" — добавляет он в другом изречении, намекая на то, что за одним столом с братающимся людом сидит и Яр-Хмель, общий примиритель. "Николить" — праздновать Никольщину — является в то же самое время равнозначащим словам: пить, гулять, пьянствовать. "Наши заниколили", — говорят в народной Руси, любовно относящейся к своему "веселию", но тут же следом приговаривают: "Что наковал, то и прониколил! , "Дониколился до сумы"... Крылатое слово народное рисует яркую картину деревенского веселья, связанного с зимней Никольщиною. "Вся эта картина составлена из поговорок, вроде: "Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьет, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют!", "Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют!", "На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Николыцины валяются под лавкой!"; "Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится!"... В таких поговорках народ сам подсмеивается над своим обычаем; но он все-таки не так уж строго порицает этот последний, если и теперь повторяет старые слова: "Никольщина красна пивом да пирогами!", "Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печет!", "Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет!", "Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!"

Сохранились в памятниках народного изустного творчества и другие изречения, обнаруживающие подкладку, имеющую значение для изучения летописей быта русской деревни: "Никольщина не ходит с поклоном на барский двор!", "Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина и не ведала, что на барщину царем от Бога навек заказ положен!" и т.д.

Зимний Никола, однако, запечатлевается в памяти русского крестьянина не только всем приведенным выше. День, посвященный Церковью памяти святого угодника Божия, ведающего "все воды и все броды", был в старину (а местами остается и до сих пор) днем первого хлебного торга. "Цены на хлеб строит Никольской торг!", "Никольской обоз для боярской казны дороже золота! , "У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!"... Длинная цепь подобных этим, подсказанным многовековым хозяйственным опытом, поговорок замыкается наиболее точною из них: "Никольской торг всему указ".


 
наверх