Книга "Солдаты Победы"




Азбука права

Правовой календарь
Консультация юриста
Книги и журналы по праву
Социально значимые законы



Книги-юбиляры - 2018



Виртуальные выставки



Мир чтения

"Большая книга"
"Книга года"
"Национальный бестселлер"
"Русский Букер"
Нобелевская премия по литературе
Букеровская премия



Краеведение для детей

Познай свой край родной

Сайт находится в Белом списке «Позитивного контента»

Сайт является финалистом конкурса «Позитивный контент» - 2014









Мы в сообществах




Архив новостей


Старая версия сайта









Из истории новогодней елки




Собственно говоря, а почему нужно встречать Новый год с елкой?

Всегда ли елка была символом Нового года?

Откуда повелось украшать гирляндами, шарами и свечами лесную красавицу? Всегда ли так было?



Вот что об этом рассказывает история...

Обычай встречать Новый год с лесной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени.


Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуется особым расположением Солнца — главного бога в языческих верованиях. Солнце разрешает ели оставаться всегда зеленой, в отличие от лиственных деревьев, именно поэтому в ее ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни.


В Древней Греции ель считали священным деревом, деревом надежды, символом вечной жизни, она символизировала начало нового годового цикла в жизни всего живого. Именно ее ветви использовались прорицателями. По преданиям, из ели был построен троянский конь.


Почитание елки, как символа торжества над смертью и средства, защищающего родной очаг от злых духов, холода и мрака существовал у германских племен еще до принятия христианской веры.
История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом.
Древние германцы верили, что в еловых ветвях обитает добрый дух лесов — защитник справедливости и всего живого. Встречая «перелом зимы», они украшали свои жилища еловыми ветвями, символизирующими вечную жизнь и пробуждающуюся природу.
Также зеленая лесная красавица у древних германцев издревле считалась деревом мира: они верили, что в ее ветвях обитает добрый дух лесов — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту.
Ель  олицетворяла собой вечную молодость и бессмертие, и со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые лапы подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.


Первые ели заняли свои законные праздничные места на площадях германских городов ещё в XII столетии.

До этого времени деревья не рубили. Немцы выбирали в лесу высокую красивую ель и украшали её цветной материей. В новогоднюю ночь горожане шли к этому дереву и совершали возле него обряды.
Затем кто-то посчитал, что прогулки в лесную чащу излишни. Деревья начали срубать и перевозить в города. Их устанавливали на площадях и совершали возле них те же самые обряды. Таким образом, новогодние ёлки обосновались рядом с жилищами людей.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева. С этих пор в Сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами. Так в XIII веке ель постепенно становилась одним из атрибутов праздника Рождества.


А с 1500 года в Германии рождественские ели стали освящать в церквях, появилась традиция в конце декабря приносить освещенную  ель в дом.
Интересно, что лет 400 назад, когда обычай вносить в дом хвойное дерево накануне Рождества только утверждался в Европе,  с елью поступали так: в парадных залах ратуш немецких городов крупную елку подвешивали к потолку, причем макушкой вниз. По мере распространения новой традиции, горожане, ощутив все неудобства потолочного крепления, стали ставить елки на пол.


Первое письменно зафиксированное свидетельство украшения елки относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий путешественник пришел в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересек Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные (но еще пока не освещенные) елки.


Постепенно германцы стали не только  украшать дерево, но и  зажигать на нем свечи, которые символизировали Христа, несущего миру свет, показывая тем самым свою готовность сделать жизнь лучше и чище.
И если поначалу в качестве украшений использовали фрукты (яблоки, груши) или орехи, то со временем убранство становилось все разнообразнее и богаче.

Так, с развитием ремесла стеклодувы придумали очень легкие и красивые стеклянные украшения. Верхушку ели украшали изображением солнца, вырезанного из бумаги, сделанного из соломы или стекла.


Свидетельством окончательного усвоения немцами этого обычая можно считать наличие елок на больших рождественских ярмарках. Если в 1785 году на ярмарке в Лейпциге елки еще не продавали, то в 1807 году на Дрезденской ярмарке их уже было очень много. Только с этого времени рождественское дерево стало стремительно распространяться по всей Германии.


Освоенный в Германии обычай к началу XIX столетия начинает распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран, хотя наряженная елка не получила среди них полного признания вплоть до середины XIX века.


Полагают, что в Париже рождественское дерево впервые появилось в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа.Однако обычай рождественской елки распространялся по Франции медленно, возможно, потому, что впервые дерево было установлено снаружи, а не внутри помещения, отчего его нельзя было осветить свечами, и вид у него был не слишком эффектный.


Считается, что в Англии первое рождественское дерево было установлено в 1841 году, когда королева Виктория вышла замуж за немца Альберта Саксен-Кобургского.
Как можно заметить, большинство народов Западной Европы начало активно усваивать традицию рождественского дерева только к середине XIX столетия. Ель постепенно становилась существенной и неотъемлемой частью семейного праздника, хотя память о ее немецком происхождении сохранялась многие годы.


Нарядная лесная красавица пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Расставаться с ней было жалко всем, и ее стали оставлять до Нового года. Потом уже стало традицией эти два праздника проводить с одной елкой.


История ели в России.

Для древних славян изначально священным деревом был дуб, а наступление нового жизненного цикла символизировала береза, так как приход Нового года они праздновали весной. Славяне считали, что новый год начинается со дня весеннего равноденствия.
Однако после принятия христианства для празднования Рождества была выбрана именно вечнозеленая ель.


Испокон веков считалось, что она отличается от других лесных собратьев, являясь посредником для общения с духами предков. Возможно поэтому, если верить легенде, Иисус Христос и выбрал ее в качестве рождественского дерева. Остальные не подошли: дуб был символом язычников, бук не успеешь срубить, как завянет, береза - поставщик розог для порки, ива без конца льет слезы... А елочка и стройна, и пушиста, и зелена, и аромат у нее замечательный - нежный, пряный.


В России новогодний праздник с елкой начали отмечать в 1700 году.


Инициатором являлся Пётр I. Император ввёл новое для страны летоисчисление. Года стали считать от рождества Христова. В Европе подобная практика сложилась ещё в X веке. В русских же землях отсчёт времени производился от сотворения мира.


Первый  шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева ель сделала после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года»в ночное время с 31 декабря на 1 января. В нем предписывалось: «...по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...»
В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов.
У нас ее не вешали на потолки административных зданий: в России лесная гостья красовалась... на крышах кабаков.Царский указ после смерти Петра был подзабыт, и распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.


Возродилась эта традиция в 30-40-ые годы XIX века.
Сначала европейскую традицию ставить елки в канун Рождества поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать. Постепенно обычай ставить в доме рождественское дерево распространился и среди других слоев общества.


На рождественскую ель вспыхнула массовая мода. Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.


У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары. Впервые наряженная зеленая красавица публично засверкала праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.


Вскоре  уже без принуждения новогодние празднества постепенно распространились по всей России: с 50-х годов XIX века украшать хвойные деревья стали во всех уголках необъятной империи.
Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы. По мере распространения елки менялось и ее убранство.

Праздничное убранство ели.

Как ни красива елка сама по себе, без роскошного наряда мы ее не представляем. Но и так не всегда было. Поначалу все убранство состояло из яблок - красивые румяные плоды замечательно смотрелись на фоне темно-зеленой хвои. Потом к ним добавились пряники, конфеты, крендели. Откуда же взялась мишура? Вот как было дело.
Легенда гласит: Однажды некая бедная женщина, у которой было много детей, поставила дома елочку, но на сладости у нее не хватило денег. Ночью пауки оплели всю елку своей паутиной. Увидев это, Христос решил вознаградить женщину за добрые дела и превратил паутину в золотые и серебряные нити. Утром детишки ахнули: такой красоты еще никто не видел!

А в один не слишком удачный год яблоки не уродились. И в чью-то умную голову пришла идея заменить настоящие плоды их стеклянной копией. Так появились шары.
История елочного шарика насчитывает 4 века. Первый стеклянный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века, но здесь же в Саксонии. Саксонские мастера выдували их и покрывали изнутри тонким слоем серебра, а снаружи расписывали рождественскими сюжетами. А поскольку стеклодувам фантазии было не занимать, кроме шариков стали появляться самые разные фигурки - детишки, ангелочки, пастушки, трубочисты, птички, зверюшки...
Однако не только стеклом и мишурой украшали в старину рождественские елки. Вплоть до середины XX века не выходили из моды фигурки, изготовленные из ваты или картона и покрытые яркими красками с блеском. У многих еще сохранились картонные матрешки, обезьянки, собачки, ватные снегурочки, конькобежцы, пингвины... В антикварных магазинах их сегодня скупают за приличные деньги.
В Скандинавии придумали вешать на нее украшения в виде снежинок, звезд и фигурок. Это были своего рода природные талисманы на счастье. Верхушку елки вначале венчала маленькая фигурка Христа. Со временем ее заменил золотой ангел. Позднее место ангела занял звездный шпиль — как напоминание о звезде, которая указала волхвам путь к месту рождения Иисуса Христа. С библейской атрибутикой связаны колокольчики, шишки, трубы, сердца, венки, фигурки животных, птиц и рыб. В 1882 году американец Э. Джонсон предложил освещать елку электричеством. А в 1895 году его соотечественник, инженер Р. Моррис, сконструировал елочную гирлянду из маленьких электрических лампочек, что позволило отказаться от свеч, из-за которых нередко случались пожары. Первая электрическая гирлянда загорелась в 1895 году на ели, которая стояла перед Белым домом в США. Колбы ламп были сделаны искусными стеклодувами.
Уже с начала XX века входит в моду устанавливать искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных.
После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка в нашей стране как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Ее счастливое возвращение датируется 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку».
Она призывала возродить старый и добрый обычай, мотивирую это тем, что новогодняя ёлка станет прекрасным развлечением для детей рабочих и крестьян. Во времена царизма беднейшие слои населения были лишены возможности встречать наступающий год возле ёлки, зато при новой власти каждый ребёнок может приобщиться к великолепному зимнему празднику.
Таким образом, с 1 января 1936 года в России опять начали ставить во всех домах новогодние ёлки. Правда, их запретили называть рождественскими ёлками, так как Рождество являлось церковным праздником, но сути это не меняло.
С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку сначала на Новый год, а затем оставлять на Рождество возродилась.


На Красной площади в Москве первая новогодняя ёлка была установлена в 1954 году. И в наши дни вся русская земля с удовольствием отмечает Новый год, а ёлки являются неизменным атрибутом ночного веселья.
В XXI веке Новый год с елкой празднует весь мир. Казалось бы, можно отойти от многолетних традиций. Но мы продолжаем верить в чудеса, а потому вешаем на елку фигурки ангелов-хранителей и добрых волшебников, ставим под нее Деда Мороза и Снегурочку. Мы хотим удачного и счастливого Нового года, поэтому зажигаем огни на елке.

При подготовке материалов использованы ресурсы сайтов:


http://www.factruz.ru/depand_his/new-year-tree.htm
http://www.astromeridian.ru/poetry/istorija__elki.html
http://newyear.redday.ru/history/tree.asp
http://www.historymania.info/view_post.php?id=58

 
наверх